Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Category:

Miserere: благородные копилефтеры

Грегорио Аллегри (1582-1652) был певцом в Папской Капелле с 6 декабра 1629 года до самой смерти 17 февраля 1652 года. Во времена Аллегри празднование Пасхи в Ватикане было строго регламентированным ритуалом. Дважды на Страстной неделе, в среду и в пятницу, утренняя служба начиналась в 3 часа ночи. Двадцать семь свечей гасли одна за другой, пока в конце заутрени не оставалась гореть последняя свеча, перед которой склонял колени и молился сам Папа. Свою обработку 51-го Псалма, "Miserere mei Deus" Аллегри предназначал именно для этог момента, когда Папа склонялся перед последней свечой и молился, в то время как хор пел Miserere. Вскоре Miserere стало единственным псалмом, исполняющимся на этой заутрене, и один из Пап (не знаю, который именно) повелел, чтобы Miserere исполнялось только в Сикстинской Капелле, только дважды в году - в среду и в пятницу Страстной недели. Исполнение Miserere где-либо еще, копирование и распространение нот каралось отлучением от церкви.
Известно, однако, что, несмотря такие строгости, к 1770 году существовало три копии нот Miserere: одна - у короля Португалии, вторая была у композитора отца Джованни Мартини, третья хранилась в Императорской Библиотеке в Вене. Тем не менее, папская монополия фактически продолжала существовать, поскольку доступа к этим копиям ни у кого не было, и больше нигде Miserere не исполнялось. Так продолжалось более 100 лет, пока в 1769 году 12-летний подросток, будучи в Сикстинской Капелле, не услышал Miserere, и, вернувшись домой, тут же не записал музыку на нотной бумаге. Это было в среду Страстной недели. В пятницу он вернулся в Сикстинскую капеллу вместе с нотами, и сверил свою запись с исполнением. Обнаруженные им мелкие недочеты (кажется, их было два) были исправлены и таким образом была получена полная запись Miserere. На этом следы рукописи подростка исчезают, но в 1771 году британский историк музыки Ч. Берней издает материалы своего путешествия по Италии, в том числе коллекцию нот, в которой было и Miserere Аллегри. По-видимому, Берней, будучи протестантом, не страшился отлучения Папой от католической церкви.
Откуда попала запись Miserere к Бернею - неизвестно. Имя же подростка - Вольфганг Амадей Моцарт. История записи им Miserere изложена со всеми подробностями его отцом, Леопольдом Моцартом, в письмах жене. В его же письмах упоминаются и встречи отца и сына Моцартов с Бернеем в августе того же года в Болонье. Однако рукопись Моцарта так и никогда не была найдена. Не исключено, что Берней, пытаясь защитить католика Моцарта, уничтожил его рукопись. По-крайней мере, неизвестно, совпадает ли опубликованный Бернеем вариант с записью Моцарта. Вскоре после публикации Бернеем, записи Miserere были много раз перепечатаны в Лондоне, Лейпциге, Париже и Риме, тем самым фактически уничтожив монополию Ватикана на эту музыку.
(взято у kdv2005)
Tags: клио, музыка, цопирихт
Subscribe

  • За прекрасных дам

    Классик был прав Из новостей: "Напомним, ранее сообщалось о 18-летней жительнице Николаевской области, которая за три часа украла из…

  • Сложности отношений

    Пикаперы На лавочке рядом, сидели две хорошенькие блондинки лет двадцати. Одна ела большое яблоко, а вторая тыркала кнопочки ноутбука. Мимо шли двое…

  • Семейное житие

    Из соображений безопасности Есть в Нью Джерси городок Вихокен. Стоит он на берегу Гудзона как раз напротив Манхеттена. И есть в нем замечательная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments