Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Category:

Сссстуденты и Лев наш Толстой

Необходимое пояснение. Студенты, о которых идет речь, _не_ филологи.

На первом же семинаре студент огорошил меня заявлением, что Лев Николаич не оставил мысли написать роман о Петре и впоследствии осуществил свой замысел – и даже герой по имени Алешка, солдат Потешного полка, там остался, хотя и на вторых ролях. Когда ему объяснили, что Толстых было более одного, он долго мотал головой и потом сказал «То-то я думаю, язык другой, и стилистика. Я считал, это из-за переводчика.» На обложку он, видимо, не смотрел и кусочек об авторе не прочел. Толстой и Толстой.

===

Познакомившись с "Крейцеровой сонатой", студенты дружно решили, что Толстой сошел с ума. Получив краткое описание современных Толстому представлений о чувственной любви и положении женщины, подумали и взяли свои слова обратно, заключив, что невменяемым было общество, а в такой нездоровой обстановке чего только не напишешь.

===

Из персонажей "Анны Карениной" единственным человеком, чье поведение не вызвало у них недоумения, была сама Анна. Собственно, изображение внутреннего мира Анны и вообще вся ситуация повергли их в восторг. Почему? Потому что с их точки зрения - это блестящий портрет человека, теряющего адекватность из-за наркотической зависимости и _не знающего_ об этом. Студенты пели Толстому дифирамбы - перемены настроения, мотивационные сдвиги, паранойя, галлюцинации - клинически точная картина, которая очень осторожно задана с самого начала и прописана так, что когда во второй книге начинает появляться слово "морфий" - его уже ждешь. Класс предположил, что Анне давали опиесодержащие при первой беременности (они использовались как болеутоляющее и снотворное и проавались в аптеках) - и ненароком вызвали привыкание. При этом, ни сама она (для нее опиум - просто лекарство, которое ей помогает), ни окружающие природы ее сложностей не понимают и ищут им иные причины.
В общем "Во, как было в прежни годы, когда не было свободы.", то есть современной медицины.

===

Студент подготовил на семинар доклад по "Воскресению". Литературоведческий. Он сравнивал роман Толстого со стивенсоновским "Владетелем Баллантрэ". У меня, когда мне сообщили эту тему, едва не отвалилась варежка - "едва не", потому что преподавательский долг ее вовремя поймал. Однако, студенту связь была ясна, как день.
Ведь - объяснял он - одно из самых интересных свойств "Владетеля Баллантрэ" как текста - в том, что с какого-то момента читатель осознает, что с главным положительным героем и его положительностью дело обстоит очень неладно. И точно та же ситуация, по его мнению, имеет место быть в случае Нехлюдова. Что, мол, сначала читатель становится на его точку зрения, ему сочувствует, а к середине романа начинает понимать, что с воскресшим героем что-то не так. Что как раньше был он полностью сосредоточен на своих потребностях, так и теперь не может от них отвлечься - потребности только изменились. А сам человек как был, так и остался исключительным эгоцентриком, только раньше он был эгоцентриком гулящим, а сделался - возвышЕнным. А до других людей, по существу, ему, как и раньше, дела нет. И очень докладчик Толстым восхищался - такая мастерская, ненавязчивая, недидактическая демонстрация...

(с) el_d
Tags: ssstudentess
Subscribe

  • Кошачье раздумчивое

    - Как зовут вашего кота? - Георгий Викторович. - А по-другому не могли назвать? - А по-другому он не отзывается. === Работала продавцом в магазине…

  • Sssstudentessss

    Девятилетней племяннице задали записать свои впечатления и краткое содержание сказки "Конёк-Горбунок". Результат: Краткое содержание: Иван очень…

  • Литера Турности

    Накануне новогодних праздников Роза Львовна имела серьезные, дошедшие до глубокой внутренней неприязни семейно-бытовые разногласия с зятем. Поскольку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments