В 1686 году Бенбоу в качестве капера совершал переход из Севильи в Кадис, и около Танжера был атакован пиратами Сале, которые не так давно выгнали англичан из Танжера.
Бой был очень жарким, пиратам почти удалось захватить шхуну, англичан зажали на шкафуте, и далее... Если верить самому Бенбоу, они показали такое сопротивление, что пираты решили бросить всё и уплыли. Согласно более поздней версии, пираты заметили испанский патруль и спешно покинули судно. Так или иначе, Бенбоу удалось отбиться, а на его корабле осталось тринадцать трупов пиратов-мавров. Поскольку еще со времен Филиппа Третьего за голову пирата испанские власти платили пятьдесят дукатов, Бенбоу решил и получить деньги, и немного поиздеваться над испанской таможней. В общем, головы пиратов отрубили и... засолили, а потом уложили в мешок с надписью "свинина".
На осмотре судна в Кадисе таможня спросила - что в мешке? Ответ "свинина" их не удовлетворил. Мешок попросили открыть. Тогда Бенбоу просто высыпал перед таможенниками головы мавров и сказал, что знает - испанцы очень любят такие соленья.
В здании таможни англичанам тотчас же была выплачена премия - 700 дукатов. 50 дукатов заплатили за оригинальную идею, 650 - согласно прайсу за 13 голов мавров.
(george_rooke)
===
Католик с гугенотом...
В 1565 году испанский конкистадор Педро Менендес де Авилес штурмовал французскую колонию Форт Каролина (Флорида), после чего вырезал всех ее жителей. Тела убитых конкистадор приказал повесить на деревьях с надписью: "Не как француза, но как лютеранина".
Французский дворянин Доминик де Гург решил отомстить за это преступление. Хотя сам он был католиком. Де Гург продал все свое имущество и занял деньги у своего брата, чтобы набрать команду и снарядить три корабля. Вместе с индейцами, которые тоже были не в восторге от испанцев, он штурмовал Форт Каролина, который испанцы уже переименовали в Форт Сан-Матео, и повесил его защитников с надписью "Не как испанца, но как убийцу".
(mi3ch)
===
Зашли на огонек
После битвы у Каледонии герцог де Осуна решил на лаврах не почивать, и послал девять галер под командованием Октавио де Арагона... обстрелять Стамбул!
Понимая, что столица турок хорошо охраняется с моря, испанцы замаскировали свои галеры под турецкие. И 16 октября 1616 года в бухте Золотой Рог внезапно начали обстрел укреплений порта.
Несмотря на минимальные жертвы и разрушения, обстрел этот показал, что при желании Испания может достать султана даже в его столице. Пользуясь суматохой испанцы вышли из бухты и направились в Мраморное море, где их готовились перехватить тридцать галер турок. Понятно, что силы Арагона были гораздо меньше, и он решил прорваться с помощью уловки - приказал построить небольшие плоты, оснастить их огнями, расположив их как на галерах. По сигналу Арагона огни на галерах были погашены, а на плотах - зажжены, и плоты пустили вниз по течению. Турки рванули за плотами, а испанцы прошли Дарданеллы вдоль другого берега.
Турки кинулись в погоню, предполагая, что испанцы пойдут к Криту, тогда как Арагон пошел вдоль Малой Азии к Александрии, напал на город и взял гигантский выкуп - полтора миллионов дукатов. На долю каждого испанского солдата пришлось по полторы тысячи дукатов. А Арагон счастливо вернулся в Неаполь в феврале 1617-го.
(george_rooke)
Самосские терминаторы
1613 год. Турки, в очередной раз разозленные действиями мальтийских рыцарей, решили таки добить на фиг эту гребаную Мальту. Султан, по типу коммунистов тридцатых объявил: "Комсомольцы - на флот!", и большой турецкий флот начал формироваться у Кипра.
Мальта обратилась к Папе, Папа обратился к христианским королям, но естественно, всем было пофиг, кроме испанцев. Вернее, даже не так, Испанскому королю Филиппу III в известной мере тоже было пофиг, но в Неаполе сидел герцог Осуна, а у него был Октавио де Арагон, а это вам не фу-ты, ну-ты.
Естественно, Арагон, базировавшийся на Сицилию, был вызван в Неаполь - думу думать. Мол, что делать будем, Чапай? И Октавио предлагает - для срывов сроков подготовки и отплытия произвести диверсию в тылу у турок - в Эгейском море. Осуна, уж на что тертый калач, и то поднял брови в изумлении! Мол, ты понимаешь, что ты говоришь? Там все море кишит сейчас турками, силы стягиваются из Стамбула, Греции, Александрии, Малой Азии! Это же самоубийство! А ведь у меня лишних галер нет! Запрещаю, и точка!
Арагон, вернувшись в Мессину, решил нарушить приказ. В начале августа он снарядил восемь галер на правах генерала галерного флота Сицилии, и пошел к берегам Греции. На каждой галере находилось по 100 мушкетеров, 50 эспонтонеров (эспонтон отличается от копья тем, что им можно и рубить, и колоть), 20 пикинеров и 20 щитоносцев (против турок ребята очень полезные, ибо эти дети Азии луки и стрелы любят). В районе острова Самос Арагон обнаружил двенадцать галер Кипра и Родоса под командованием Магомед-паши, причем обнаружили испанцы галеры в очень неудобный час. Они зашли в устье реки пополнить запасы питьевой воды, а тут - турки. Маневрировать негде, у турок убойная позиция - хоть сразу сдавайся в плен. При этом испанские наблюдатели ошиблись в количественной оценке противника, и сообщили Арагону - у турок тридцать галер. Положение безвыходное.
В ответ Арагон приказал поставить фальшборты для защиты гребцов, накрыть банки сверху мокрыми кожами, чтобы избежать зажигалок, и - "Алга!" Чтобы немного подбодрить своих товарищей - вывел на шкафут музыкантов, чтоб играли "Сантьяго и Сан-Хорхе" (что это такое???).
Свою флагманскую галеру Арагон нацелил прямо на галеру Мехмеда-паши - решил идти на таран. Турок отстрелялся первым - нанес значительные потери. Испанец дал залп... Далее показания расходятся. По одной из версий, турецкое ядро задело подставку, на которой стоял василиск испанской галеры, и он наклонился вниз. По другой - во время залпа испанская галера спускалась с волны. В общем, огромная 48-фунтовая дура с пистолетного расстояния всадила турка здоровое ядро прям под ватерлинию, и попала прямо в киль. Галера буквально разломилась на воде и затонула в считанные мгновения. На галере погибли Мехмед-паша, его сын - Мехмед-Али, до 150 солдат и офицеров, среди которых было довольно много детей из знатных семейств Стамбула.
Турецкий отряд после неожиданной гибели флагмана замешкался, и это позволило испанцам выйти из устья на большую воду. И начался бой. Место погибшего капитана заняла галера альмиранте Синари-паша, которую атаковала опять галера Арагона. Бой длился два часа, в том числе - абордаж - сорок пять минут (очень много для рукопашного боя). В результате турки были взяты в плен, в том числе и Синари-паша.
Всего испанцы захватили семь вражеских галер, еще четырем удалось уйти.
400 турецких солдат были убиты, 600 сдались в плен, были освобождены 1200 христианских рабов-гребцов. В результате уже свободные христиане согласились сесть за весла, чтобы отвести призы к Мессине. У Соленто был обнаружен турецкий бриг, попавший в штилевую полосу - взяли и его, без сопротивления. Дальше шторм. У своих берегов, но от этого не легче. Приказ - убрать весла, убрать паруса! Отнесло аж к Кампании. Но вроде ничего, оклемались, откачали воду, и 3 сентября вошли на рейд Мессины.
27 сентября Осуна, признавая, что Арагон был прав, устроил празднование в честь победы у Самоса/Корво. Строем прошли капитаны галер и их команды, сзади брели османские пленные, таща за собой по земле свои флаги.
Испанские потери Сезарео Фернандес Дуро оценивает в 6 человек убитыми и 60 раненными, о чем заявляет Арагон после боя. Но скорее всего - это только НА ЕГО ГАЛЕРЕ. Потому что общие потери составили 226 человек только погибшими и умершими от ран. Ну а в чем причина победы - круче всего сказал маркиз де Санта-Круз-младший (тот который Альваро Бенавидес): "Арагон сделал из нужды добродетель, решив умереть, но не сдаться".
ЗЫ: специально для вопрошающих турецкие данные - потери галер признают, правда говорят, что их галер было 10, а не 12. Если это существенная разница - можете учесть.
(george_rooke)
X-posted at https://jaerraeth.dreamwidth.org/656870.html