Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Categories:

Роль женщины в истории

Женщина на корабле

Те, кто считают, что моряки Роял Неви обходились без женщин - сильно ошибаются. Нет, понятно, что издавались соответствующие указы, но не только в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Жены матросов, те кому не было где жить на берегу, или авантюристки, шли вместе с мужьями в плавание, делили с ними гамак, стирали и шили для экипажа.
Есть даже некоторые случаи родов в море. Так, капитан Роял Неви Гласкок в вахтенном журнале в 1805 году сделал запись об одном из таких случаев.
У одной из жен начались схватки, хирург взял на себя роль акушерки, но вскоре обратился к капитану с необычной просьбой. Он объяснил, что роды идут тяжело, и чтобы помочь женщине тужиться, может ли капитан время от времени делать поворот на борт и давать залп холостыми? Как объяснил хирург, чтобы сама женская природа страха помогла нам. Гласкок, как ни странно, согласился. Роды длились 12 часов, и в результате родился крепкий и здоровый малыш, а маму не пришлось оперировать.
(george_rooke)

===

Чингиз-хатун

После того, как пала империя Юань, и монголов выперли из Китая на историческую родину, дела на этой исторической родине - "коренном юрте" - шли все хуже и хуже. Через сто лет казалось, что Монголии как государству скоро придет конец. Покоренные Чингиз-ханом племена жаждали вернуть независимость, более сильные соседи отъедали куски от степи.
Правил тогда хан с неблагозвучным для русского уха именем Мандугул. У него мало что государственные дела не складывались, так еще и детей не было, хотя у хана имелось как минимум две жены (ну, в летописях упомянуты две). Нашел он себе соправителя по именем Болху-джимонг. Не бог весть что по статусу, зато с родословной все в порядке - по прямой линии от великого Хубилая. Но два хана на одной кошме не усидели. Скоро Мандугул решил, что соправитель хочет его убить, и решил успеть первым. Болху-джимонг не стал дожидаться и сбежал. И был убит в степи грабителями, которые даже не знали, кто он такой - повелись на богатый халат и хорошего коня.
А Мандугул умер от общей разочарованности в жизни. Стоял 1467 г., и казалось, что Монголии сейчас развалится. Во всяком случае, не одного претендента на престол этого безобразия не имелось.
И тогда на сцену вышла вторая жена покойного Мандугула с еще менее менее благозвучным именем Мандухай. Ну что делать, как звали, так звали. При жизни мужа она никакой политической роли не играла. Было ей, по сведениям одних летописей - тридцать, по другим - двадцать лет.
Для начала она ответил резким отказом на требования империи Мин признать ее своим сюзереном. Тем самым подтвердив, что у Монголии есть правитель.
Когда Мандухай возжелала взять власть, никакого противодействия она не встретила. Вероятно, советники хана даже рады были, что кто-то согласился взять на себя ответственность.
Однако была юридическая закавыка.
Женщина у монголов в принципе могла получить ханский титул - пара прецедентов была. Но для этого требовалось условие: она должна была быть потомицей Чингиз-хана. Мандухай к чингизидам не принадлежала, она вообще была из племени ойратов. А вот регентшей или соправительницей женщина могла стать, и не принадлежа к чингизидам по крови.
Выход был один - найти какого- нибудь завалящего чингизида, по возможности женить на себе, и править от его имени.
И Мандухай разослала людей на поиски. И чингизид нашелся, на тот момент завалящий в буквальном смысле.
Когда начиналась вся эта движуха с Болху-джимонгом, на лагерь последнего напал уйгурский князь Исмал-тайши, и захватил жену неудачливого соправителя Шихир и годовалого сына Бату-Мунке. На Шихир Исмал-тайши вскоре женился а ребенок ему был не нужен, но и убить потомка Чингиза и Хубилая он не решился, а передал кому-то их своих подданных, вероятно, дав указания: сделать так, что ребенок как-нибудь сам помер. Потому что когда люди Мандухай нашли пятилетнего Бату-Мунке, это была сплошная парша и дизентерия. Поскольку выдать ребенка отказались, посланцы Манедухай попросту его выкрали, отмыли, вылечили и представили госпоже. Мандухай посмотрела и решила: сойдет. И двинулась в поход. Бату-Мунке она для легитимности прихватила с собой, но мальчик был так мал и слаб, что не мог ехать верхом, поэтому его, чтоб не выпал, посадили в ящик, поставленный на повозку. Потому Бату-Мунке и получил прозвище "хан в ящике".
Воевать Мандухай шдла не кого-нибудь, а свое родное пдлемя ойратов, поднявшее мятеж. Может, они и рассчитывали, что ханша проявит солидарность. Но нет - она видела себя не ойратской княгиней, а правительницей всей Монголии. Добавим, что и тогда, и позже Мандухай не только руководила кампанией, но и принимала участие в сражениях. Иначе, вероятно, она не завоевала бы авторитет у такого народа, как монголы.
Поход был более чем удачен, ойраты снова подчинились, зачинщики мятежа казнены, была взята богатая добыча. Мандухай доказала свой способность править и командовать войском.
Но возникла новая проблема. К Мандухай стал упорно свататься влиятельный князь Унэ-Болад. Он проявил себя как отважный воин, и молва упорно называла его любовником Мандухай?
Итак, кого выбрать в мужья: сильного, храброго и влюбленного мужчину или хилого ребенка, из которого незнамо что вырастет?
Дело государственное, Мандухай обратилась к своим советникам. Мнения раздедились, но большинство высказалось в том смысле, что если Мандухай выйдет за Унэ-Болада, то потеряет право на власть в стране. Мандухай согласилась, но и ссориться с Унэ-Боладом не хотела - отказ мог превратить союзника во врага. Тогда она заявила, что хочет посоветоваться с богами и духами предков. Она направилась к святилищу Чингиз-хана и там вознесла молитву. После чего сообщила, что боги и предки не благословляют ее союз с Унэ-Боладом. А вот если она выйдет за потомка Чингиза, то у нее родится семеро сыновей и еще дочь.
Супротив богов Унэ-Болад не мог возразить, и отступился.
Впрочем, возможно, эту историю с молитвой и пророчеством летописцы и поэты придумали задним числом.
Затем Мандухай созвала курултай, на котором Бату-Мунке был избран правителем под именем Даян-хана. После чего Мандухай вышла за него замуж. Шел 1470 г., "хану в ящике" было 7 лет, Мандухай по одним сведениям 33 года, по другим 23. Так что брак долгое время оставался фиктивным.
Через два года монголы потерпели поражение от армии империи Мин, и эта была единственная неудача за все время правления Мандухай. Но не фатальная - она сумела перегруппировать войска и снова начала действовать. Еще через два года она снова стала брать в походы Даян-хана, уже не в ящике - для символизма, но и для того, надо полагать, чтобы приучать к делу. Тогда же в бою был убит Исмал-тайши - помните такого? Но когда посланцы Мандухай и Даян-хана явились к Шихир, сообщив, что она свободна и может воссоединиться с сыном, она принялась рыдать и рвать волосы. За минувшие годы Шихир успела полюбить второго мужа (да еще неизвестно, как она относилась к первому), родила ему двух сыновей, а первенец стал ей чужим. Вскоре Шихир умерла, и летописи никак это не комментируют.
К 1480 г. Даян-хан стал из мальчика мужем, в прямом смысле слова. Их брак с Мандухай перестал быть номинальным. И уж настолько перестал, что родилось у них именно столько детей, сколько было предсказано, и в таком же составе - семеро сыновей и дочь. Впрочем, если на этот момент Мандухай было не за 40, а за 30, такая фертильность не фантастична. Фантастично для нас, городских неженок, другое - едва ли не ежегодно рожавшая Мандухай продолжала ходить в походы и сражаться.
В 1490 г., будучи на девятом месяце беременности, Мандухай принимала участие в очередной битве. Конь ее споткнулся, и она упала. Ее тут же подхватили, ханша не пострадала, и в положенный срок родила двух здоровых мальчиков. Однако ее падение с коня сочли дурной приметой - мол, удача, всегда сопутствовавшая Мандухай, начинает ей изменять.
Странные, однако, люди, эти монголы. То, что немолодая и сильно беременная женщина в разгар битвы падает с коня, это им весьма удивительно. А то, что ни она, ни дети не пострадали -не считается хорошей приметой.
Короче, больше Мандухай в походы не ходила. Но еще одного сына родить успела.
Точная дата смерти Мандухай, как и дата рождения, неизвестна, некоторые историки называют 1509 г. Впрочем, с Даян-ханом та же чехарда - одни пишут, что он умер в 1517 г., другие - что дотянул аж до 1543 г.
Память о Мандухай, как восстановительнице государственности, всегда было окружено в Монголии почтением, кто бы ни рулил идеологией - ламы или коммунисты. Имя ее как правило сопровождается эпитетом "мудрая". А в народе считали, что в Мандухай обитал дух Чингиз-хана, возродившегося в женском облике.
Добавим, что именно потомки воинственной Мандухай сделали буддизм государственной религией монголов, один из них был избран Далай-ламой - единственный монгол в череде этих духовных лидеров.
(goldenhead)

===

Любовь до гроба

В XVII веке Испания была единственной страной в Европе, где в монастырь уходили не от несчастной любви, а для того, чтобы обрести любовь.
В то время у испанских бесприданниц не было иного выбора, кроме как идти в монастырь или коротать век в старых девах. Большинство обитательниц женских монастырей принадлежало к числу тех, кого называли "монахини с горя", а точнее будет сказать - по бедности. Благодаря этому обстоятельству в Испании расплодилось целое сословие мужчин, которых, в свою очередь, называли монастырскими любовниками. То были юноши из благородных семей, проводившие молодость под окнами монастырских келий в качестве платонических воздыхателей, а если повезет, то и совратителей местных красавиц-монахинь.
Плод такой незаконной любви чаще всего оказывался оставленным в корзине у дверей церкви или у городского фонтана. Этих детей-подкидышей называли в честь того места, где их нашли. Если вы встретите испанца с фамилией де ла Иглесиа, де ла Фуэнте и тому подобное, то знайте, что в его предках числится такой вот несчастный найденыш.
В Мадриде особенно скандальной славой пользовался бенедектинский монастырь Сан-Пласидо. К его прелестным обитательницам наведывались очень знатные сеньоры, о любовных подвигах которых при дворе распевали романсы. Однажды и сам король сделался клиентом этого богоспасаемого заведения. Это был Филипп IV, чей облик запечатлен на десятках полотнах Веласкеса.
Как известно, жениться по любви короли не могут, однако это вовсе не значит, что им незнакомо это прекрасное чувство. Его величество, носившее титул христианнейшего короля, без памяти втрескалось в монахиню по имени Маргарита де ла Крус. Несколько раз, переодевшись, Филипп пробирался в монастырь для тайных встреч с дамой своего сердца, которая и не подозревала, какая персона шепчет ей на ухо любовные признания. Чтобы иметь возможность беспрепятственного доступа в покои своей возлюбленной, король даже приказал прорыть в монастырь подземный ход.
Когда эти новости достигли ушей настоятельницы монастыря, то ей пришлось пойти на крайние меры. По её настоянию, в ночь свидания с королем Маргарита должна была притвориться мёртвой и с крестом в руках лечь в гроб, окружённый цветами и свечами. Это сильнодействующее средство положило конец тайным королевским визитам.
(sergeytsvetkov)

===

Мужской гарем

Понятие гарем ассоциируется многими из нас с султаном или эмиром, и множеством женщин в его окружении для плотских утех. Однако возможно мало кто знает, что в у некоторых народов и в некоторых государствах как в прошлом, так и сейчас существуют и существовали гаремы из мужчин.
Так многомужество практиковалось в Южной Америке, в Индии, Непале, Малайзии, Тибете, и у некоторых африканских племён. Многомужество или полиандрия на мой взгляд не тождественно самому понятию гарема, так как зачастую это было не почётной привилегией для женщины, а суровой необходимостью, как например в Тибете или Индии, однако эти понятия очень тесно переплетены.
В человеческом обществе связь женщины с несколькими мужчинами всячески осуждается, такая представительница слабого пола считается распутной и падшей. Но бывают исключения, когда такая связь даже узаконивается.
Эта форма брака называется полиандрия, или многомужество, когда женщина имеет несколько мужей. Довольно редкая форма семейного устава в наше время. Первые упоминания встречаются в культуре алеутов, эскимосов, жителей некоторых районов Индии, Непала, Тибета.
Полиандрия бывает братской (родственной), и не родственной. Родственная полиандрия - вполне логическое решение проблемы в бедных семьях. Чтобы не делить и без того маленькие наделы земли между несколькими братьями, они продолжают жить вместе и вести общее хозяйство, а для этого заключают брак с одной женщиной. Часто для этого выбирают состоятельную девушку.
Неродственная полиандрия - мужчины, не связанные родственными узами, женятся на женщине с высоким социальным статусом. Чаще это женщина сама выбирает себе нескольких мужей. В таком случае чем выше статус и положение женщины, тем больше у нее мужей.
Мужчины делят между собой экономические обязанности, домашние хлопоты и право доступа к телу жены. Обычно женщины в таких браках выполняют супружеские обязанности каждую ночь, а то и несколько раз за ночь. Дети считаются общими, так как выяснить отцовство можно только с помощью анализа ДНК.
Полиандрия фиксируется ещё в Древнем Шумере. Указ лагашского энси Уруинимгины запрещал женщинам иметь нескольких мужей под страхом побития камнями.
В священном для индуистов древнем эпосе - Махабхарате - встречается как минимум один пример многомужества: Драупади была выдана замуж сразу за пятерых братьев из рода Пандавов.
Также в древней Мидии, государстве существовавшем на территории современного Ирана в VII-VI вв. до н.э. женщине позволялось иметь нескольких (но не более четырёх) мужей одновременно. В ранесредневековой державе эфталитов, охватывавшей в V-VII вв. территорию современных Средней Азии, Афганистана и Северной Индии, фратернальная полиандрия было узаконена и общепринята. Замужняя женщина носила шапку с рогами по количеству супругов. Если мужья одной женщины не были кровными братьями, они братались между собой перед тем, как жениться на общей супруге.
Известны случаи многомужества в Нигерии, особенно в племени Иригве в северных районах этой страны: женщины этого племени традиционно имеют нескольких супругов, которых они называют "сомужья". Полиандрия была распространена среди масаев в Кении и северной Танзании.
У некоторых полинезийских племён на островах Океании, женщины из высших социальных групп, то есть из правящей элиты общества, имели свои гаремы из мужчин.
У автохтонных жителей Канарских островов гуанчей, также существовала полиандрия, вплоть до их полного истребления испанцами.
И ещё один интересный пример это город-государство Тумбес, существовавший в доколумбовой Южной Америке, на севере Перу, и присоединённый в XV в. к империи Инков. Во главе этого небольшого государства стояли женщины-правительницы, передававшие власть по наследству, и носившие титул "капульяна". Капульяна Тумбеса обладала всеми , полагавшимися правителям доколумбова государства. И в том числе она имела право выбирать и брать себе в мужья неограниченное количество тумбеских мужчин. Причём избранники не смели отвергнуть владычицу или отказаться удовлетворить её страсть. То есть все властительницы Тумбеса имели большие мужские гаремы, которые постоянно пополняли.
В Южной Америке полиандрия также распространена у некоторых племён бассейна реки Амазонки.
Таким образом многомужество может быть как пережитком матриархата, так и результатом сложных экономических условий, а также видимо иногда связано с вопросами престижа женщин-правительниц и других женщин-элитариев.
(glebminskiy)

X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/596239.html
Subscribe

  • Охрана правопорядка

    Полицейские задержали дерево. По их словам, у дерева был ствол... === - Карманник не разобрался в ситуации и решил поживиться в толпе…

  • Доступным языком

    Был Хакон Черноусый славным хевдингом, бродягой и пиратом, как это у них, викингов-то, водилось; и вот однажды отправился он служить за звонкое…

  • Пришествие

    Старый раввин Исаак недовольно поморщился, услышав настойчивый стук в дверь. Он поставил на стол стакан со свежезаваренным чаем, положил обратно на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Охрана правопорядка

    Полицейские задержали дерево. По их словам, у дерева был ствол... === - Карманник не разобрался в ситуации и решил поживиться в толпе…

  • Доступным языком

    Был Хакон Черноусый славным хевдингом, бродягой и пиратом, как это у них, викингов-то, водилось; и вот однажды отправился он служить за звонкое…

  • Пришествие

    Старый раввин Исаак недовольно поморщился, услышав настойчивый стук в дверь. Он поставил на стол стакан со свежезаваренным чаем, положил обратно на…