Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Categories:

Зарезан исполнителем экзотических танцев

В 1609 году в свет вышел памфлет, обвинявший польского короля Сигизмунда III Вазу в намерении убить родного дядю. Вскоре памфлет перевели на английский, и была там изложена следующая история:
12 февраля 1594 года должны были проходить танцы с мечами. Это была давняя традиция шведского двора. В тот раз танцы ставили и исполняли нанятые королем актеры-итальянцы. Во время танцев один из танцоров должен был стремительно броситься к ничего не подозревающему герцогу Карлу и убить его. Герцог был ключевой фигурой в шведской политике, претендентом на престол, ярым кальвинстом, врагом Сигизмунда III и активным участником борьбы между католиками и протестантами Европы. После этого Сигизмунд, обладавший всеми правами на престол и даже коронованный двумя годами ранее, должен был немедленно воспользоваться ситуацией и править без помех со стороны покойного дядюшки. Но заговор сорвался - другой итальянец, Джеронимо Строцци, вовремя предупредил герцога.
На фоне событий рубежа XVI-XVII веков этот рассказ был бы рядовым эпизодом пропагандистской войны или борьбы за трон, если бы в памфлете не было указано имя режиссера-постановщика танцев и убийцы. Его звали "Сальватор Фабриц".
Был или не был заговор на самом деле? Вопрос не проще гамлетовского.
Западные исследователи узнали немало, но с ответом не спешат.
Хватает аргументов и за, и против. Но сначала - о главном персонаже.
Сегодня о Сальваторе Фабрисе известно не так уж мало. Считается, что он падуанец или из окрестностей Падуи.
Высказывались предположения, что он мог быть родом из Болоньи. Родился Фабрис около 1544 года.
Исследователям он стал известен по нескольким трудам и документам XVI и XVII веков.
В фехтовальных трактатах Фабрис появляется молодым, но известным мастером. Анри де Сен-Дидье (провансалец, вояка, армейский офицер и один из лучших клинков Франции свого времени) описал свой спор с "неаполитанскими" мастерами, среди которых был Фабрис. Сен-Дидье видел в поединке столкновение двух вооруженных отрядов и пользовался образом военного лагеря при определении стратегии. Он считал, что достаточно контролировать все направления атаки, а каковы уж там частности, удары, уловки и финты, неважно - стойки и позиции известны, шаги и движения руки легко рассчитать и нейтрализовать ограниченным набором действий. Пусть противник изощряется - никуда ему не деться. Зря мудрят эти итальянцы с их бесконечными вариантами стоек, позиций рук и ног... На его вопрос Фабрис дал расплывчатый ответ, свидетельствовавший якобы о непонимании основ.
Что Фабрис в те годы считал верным, история умалчивает. Судя по невнятному ответу, у него было какое-то иное видение фехтования. В те годы Фабрис много путешествовал, потому что в 1570-е, 1580-е и 1590-е появляется в разных частях Европы, от Дании и Франции до родной Падуи. В 1580-х у него уже есть обширные связи в Северной Европе, особенно Дании. Он поступает на службу сначала к архиепископу Бременскому (брату Сигизмунда III) Иоганну Фридриху Шлезвиг-Гольштин-Готторпу. В 1590-х сначала в рукописи и с простыми иллюстрациями Фабрис создал свой трактат. А в 1601 он поступил на службу уже к Кристиану IV королю Дании. В 1606 году в свет вышел знаменитый печатный трактат "Lo schermo overo..." с иллюстрациями придворного художника. Интересно, что разъезды не прекращались в это время.
Мог ли брат "одолжить" Сальватора Фабриса или вовсе "отпустить" его на службу Сигизмунду? По всему получается, что мог. Фабрис был очень мобилен, несмотря на придворную службу. Или, не исключено, как раз из-за нее. А еще у него была весьма специфическая техника фехтования - разнообразная, мобильная, полная коварных финтов и обманных действий, чрезвычайно агрессивная, точная, атлетичная. Причем, определенный ее раздел предполагал, насколько можно судить, атаку практически без подготовки. А еще был раздел без оружия, представленный только частично. Занятным мастером фехтования был Сальватор Фабрис.
Кстати, Фабриса посвятили в рыцари (даже полковники) довольно редкого и малоизвестного рыцарского ордена Семи Сердец. Что за орден, за какие заслуги - сплошные вопросы. То ли за особо удачную систему фехтования, то ли за особую практичность этой системы в авторском исполнении. То ли за режиссуру, зажигательные танцы и изысканную хореографию.
В общем, то ли шведы внимательно прочитали трактат (благо издан был в Копенгагене), то ли и правда приметили Фабриса еще в далеком 1594 году.

Шекспировские страсти не закончились даже со смертью Фабриса. Целый ряд последователей Фабриса вновь и вновь переиздавал его трактат. Кое-кто добавлял свои иллюстрации. Иные мастера (в этом обвиняли кое-кого из венецианцев) просто занимались плагиатом и крали его идеи. Обвиняли в этом не кого-нибудь, а самого Николетто Джиганти, автора довольно известного трактата - дескать, всю вторую часть трактата украл. Впрочем, возможно, Джиганти в этой краже 1622 года и не был виноват. Это могла быть чья-то пиратская перепечатка. А книжное пиратство процветало уже тогда, в том числе в сфере фехтовальных трактатов.
Но были истории и похлеще. По словам некоего Hynzsch'a, ученика учеников Фабриса из Германии и Дании, многие адепты школы со временем обнаружили, что далеко не все понятно им в его системе фехтования. Более того, кое-кто стал сомневаться в ее эффективности, а далее и вовсе выяснилось, что разные последователи по-разному трактуют систему. Кое-кто не знает, как выплнять определенные техники. Спор этот напоминает современную ругань по поводу "истинного" наследия некоторых китайских БИ.
Впрочем, Hynitzsch дал свое объяснение этой коллизии. И, надо сказать, оно изрядно напоминало зачин гонконгского боевичка. На смертном одре Сальватор Фабрис завещал школу одному из своих учеников, немцу Герману. Это очень не понравилось другому ученику, Генриху. Генрих убил Германа (как - не уточняется) и вынужден был бежать. Зарабатывал он на хлеб фехтованием. Его так и не поймали. Hynitzsch также рассказал о каком-то фехтовальщике, который якобы показал неизвестные и работающие техники Фабриса, и решил, что тот фехтовальщик ученик Генриха или его учеников.
А прямого преемника в школе среди известных мастеров не осталось и некому было заполнить лакуны и раскрыть тайны.

И маленькое лирическое отступление. У видного итальянского фехтовальщика Луиджи Барбазетти говорилось, что Фабрис мог бывать и в Англии. Кое-кто из нынешних исследователей даже полагает, что он мог там участвовать в постановке знаменитой и сложнейшей сцены поединка Гамлета с Лаэртом. А что - специалист-то самый подходящий и профильный, лучше бы никто не смог.
Но здесь заканчивается Шекспир, и начинаются Том Стоппард с Монти Пайтоном.

(sashabig)

X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/591800.html
Subscribe

  • Встречи на дорогах

    Я заезжал задом в гараж, и попросил сына помочь мне и сказать, когда я доеду до стены. После того, как я услышал "Бам!", сын сказал мне: "Ровно…

  • Sssstudentessss

    - Профессор, что такое точка? - Точка - это прямая линия, если смотреть ей в торец. === ххх: Теперь на просветительскую деятельность нужно…

  • Он и Она

    - Все мужики - козлы! - Верно, дорогая. - И ты тоже! - Конечно, дорогая. - И почему только я вышла за тебя замуж?! - А вот теперь мы плавно перешли к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment