Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Categories:

Красочное Средневековье

Вопреки распространенному мнению, яркие цвета (в том числе пурпур) не были под запретом для всех, кроме знати (мы говорим о времени ДО введения законов на роскошь в Англии, т.е. в XII-XIII вв.). Конечно, классический "королевский пурпур", изготовлявшийся из особого вида моллюсков, был доступен далеко не всем, но даже крестьяне вполне могли сделать неплохой краситель из марены и вайды или некоторых лишайников, которые росли на камнях. Иными словами, для простых людей были доступны многие цвета – пускай не настолько яркие и стойкие, как цвета, полученные в результате обработки дорогими красителями, но тем не менее. У многих крестьянских семей были собственные делянки, на которой рос лен; многие также держали овец, которых стригли один или два раза в год, а шерсть пряли. (Мне доводилось читать, что колючесть современной шерстяной ткани связана скорее с химикатами, которыми пользуются на фабриках для окончательной обработки ткани, а не с качествами самой шерсти - знающие люди, скажите, это правда?).
То, что сходило с ручного станка, по качеству вовсе не обязательно напоминало дерюгу; историческая практика показывает: как из шерсти, так и из льна можно было изготовить множество типов ткани, от толстой и плотной до нежной и тонкой. И, разумеется, ткань не обязательно должна была оставаться того же цвета, что и изначальное волокно. Из самых простых садовых и полевых растений крестьяне и горожане готовили разнообразные красители, окрашивавшие ткань в красный, синий, желтый, лиловый и даже зеленый цвета. Иногда полотно действительно оставляли некрашеным, но в большинстве случаев красили или хотя бы отбеливали.
Поскольку лен легко поддается воздействию солнечных лучей (а крашеный лен легко выгорает добела), его отбеливали, раскладывая полотно на солнце – и шили из льна, преимущественно, нижнюю одежду. Если льняная одежда желтела или пачкалась, достаточно было развесить ее на солнце, чтобы она вновь сделалась белой. Шерсть, напротив, хорошо удерживает краску. Верхнюю одежду преимущественно шили из шерстяной ткани и окрашивали в разные цвета, причем нежные пастельные оттенки, преобладающие в наши времена, в Средние века встречались гораздо реже. Окрашивали ткань, окуная ее в чаны, стоявшие на открытом огне (и, не могу не заметить, изрядное количество бытовых несчастных случаев связано именно с этими чанами, особенно если красильню устраивали на дому). Что характерно, получить коричневый и серый цвет – с которыми обычно ассоциируется наряд средневекового простолюдина – было сложнее, чем синий, красный или фиолетовый. Иными словами, одежда из необработанной (неокрашенной) ткани – достаточно четкий маркер либо низкого социального положения, либо крайнего смирения. «Глуп тот, кто носит некрашеную одежду», - намекает один из участников йоркских мистерий – член гильдии красильщиков.
Символика цветов всегда представляла собой обширную область знания, причем, как и ныне, единогласия в ней не существовало. Так, в разных европейских странах красный цвет в эпоху Средних веков мог означать следующие вещи:
- высокий социальный статус, принадлежность к королевскому роду, к аристократии, к судейскому сословию (в Англии его носили судьи, пэры, члены городских магистратов, во Франции – королевские канцлеры, в Венеции и Флоренции – чиновники, занимавшие высокие правительственные посты)
- символ власти и силы
- в церковной традиции красный цвет означал огненные языки, явившиеся апостолам в день Пятидесятницы, кровь Христову, мученичество, распятие, христианское милосердие. С другой стороны, алый цвет символизировал и гордыню, и адское пламя.
- в университетах Падуи и Болоньи алый цвет ассоциировался с медициной
- «влюбленный носит алое, цвета крови»
- знак потусторонней силы, а также способ защиты от нее (алая нитка, которую повязывали, чтобы отпугнуть ведьм, алое коралловое ожерелье, защищающее от болезней и сглаза)
- символ доблести и военных успехов
- символ богатства
Оранжевый и желтый цвета
- «красный для бедных»: крестьяне и представители среднего сословия, подражавшие представителям высших классов, могли имитировать «благородный красный», окрашивая свои одежды более дешевыми красителями в оранжевый
- почти во всех итальянских городах в Средние века женщины легкого поведения обязаны были носить желтые платья; и во многих странах евреев обязывали нашивать на одежду желтый кружок или условное обозначение скрижали
- в Англии этот цвет символизировал баланс между алым цветом правосудия и белым цветом сострадания
Зеленый:
- молодость и весна (all in green наше-все)
- целомудрие
- любовь и радость
Синий:
- «цвет Богоматери» (особенно во Франции), вообще цвет, который подобает носить молодой девушке; цвет целомудрия, светлого начала
- в Англии синий считался традиционным цветом для прислуги; служители в гильдиях и административных учреждениях зачастую носили синие (или серые) ливреи
- «бирюзовый – цвет ревности»
- «влюбленный носит синий в знак верности»
Черный
- серьезность, сдержанность.
- траур (так, бургундский герцог Филипп Добрый носил черное платье после смерти своего отца в 1419 г. в знак скорби и памяти)
- цвет одежд знати и богачей, символизирующий утонченность и вкус
- черные ливреи носили королевские министры в знак своего подчинения воле короля
- символ униженности, смирения, поражения
- с XV в. черный цвет начинает символизировать мудрость, достоинство, величие; поскольку добиться при окраске чисто черного цвета можно было лишь при помощи недешевых красителей, этот цвет предполагал еще и высокий социальный статус. Этот цвет нередко носили торговцы
- черный был очень популярен в Венеции, где символизировал набожность и добродетель; черные одежды носили венецианские сенаторы, в Генуе – дож
- «черное носит влюбленный, изнемогающий от любви»
- в VIII в. приказом Карла Великого черный был «назначен» цветом крестьянской одежды
- папа Иннокентий III ок. 1200 г. объявил черный цветом скорби и покаяния; его уместно было носить во время Великого Поста.
Белый
- цвет чистоты и целомудрия
- «влюбленный носит белое в знак чистоты»
- по словам того же папы Иннокентия III, белый – это цвет непорочности, его уместно надевать во время праздников в честь Богоматери
- символ сострадания
- во Франции – цвет скорби и траура...
В общем, символика цвета во многом напоминала нынешнюю – в том числе, в некоторой внутренней противоречивости. Так, в современной европейской культуре черный цвет обычно ассоциируется с трауром, но маленькое черное платье для коктейля – это символ утонченности и элегантности. Синий символизирует грусть – но первый приз на выставке, как правило, снабжен синей розеткой из лент. И так далее. Сходным образом, символическое значение цветов в Средние века менялось с течением времени, в зависимости от местной культуры и географических особенностей; у французов, англичан и испанцев «язык цвета» был закономерно разным. Единой системы символов не существовало, а разные системы нередко противоречили одна другой: так, королевский пурпур Христовых одежд был тем же самым, что и алый цвет греха. Некоторые общие заключения можно сделать лишь в зависимости от того, какие цвета – в силу экономических причин – считались более «статусными», а какие менее.
Рассказ о красителях – это очень обширная тема, которая заняла бы множество страниц. Приведу хотя бы несколько примеров (несомненно, люди, занимающиеся реконструкцией, способны составить гораздо более широкий список).
Красную краску получали из марены, которая была значительно дороже синего красителя, сделанного из вайды. Корни марены собирали только раз в год, тогда как листья вайды можно было обрывать несколько раз в году, а потому, разумеется, синий краситель был гораздо доступнее. Особенно щедрой землей в отношении природных красителей была Фландрия – Страна Ткачей. Там в изобилии росли растения, используемые для окраски тканей, и неудивительно, что первые сборники инструкций – именно фламандского происхождения. Коричневого оттенка добивались при помощи ржавчины; черного – при помощи скорлупы незрелых орехов, которую толкли и оставляли гнить на протяжении семи дней, или же при помощи чернильных орешков, сваренных с квасцами и, пардон, мочой. В красный цвет ткань окрашивали также при помощи киновари, растертой на твердом камне и смешанной с квасцами; для получения темных оттенков красного киноварь смешивали с черной краской или с медянкой, после чего смесь кипятили в известковой воде или уксусе. Еще один оригинальный рецепт красного красителя заключался в том, что требовалось отварить крабов, истолочь их панцири и полученный порошок смешать с квасцами. Желтый цвет можно было получить при помощи ягод барбариса, сваренного в воде с квасцами; зеленый – из яри-медянки или бузины, также в сочетании с известняковой водой и квасцами. Синий, помимо вайды, также получали из бузины – а также из пигмента ляпис-лазури (что было, разумеется, недешево). Вдобавок было отмечено, что, если производить окрашивание в медном чане, медь также придаст ткани синевато-зеленый цвет.

(http://tal-gilas.livejournal.com/223298.html)

X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/481675.html
Subscribe

  • Food

    Каждому свое - А у меня сегодня будет кот! - Завидую тебе... А у меня опять макароны... === О питании научных работников Когда я был студентом,…

  • Ужасы вегетарианства

    Помидоры - зеленые, молодые плоды отрывают от ветки и заставляют дозревать самостоятельно, не давая им ни воды, ни пищи. Когда помидоры становятся…

  • Здоровый образ жизни

    - Девушка, вас очень полнит это платье. - Вот блин! А я-то на пончики грешила. === Объявление: "Похудела на 20 кг. Поделюсь секретом в обмен на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments