2. Кино. Средневековое учебное заведение со всеми приметами его. Посредь послезвоночного гвалта в аудиторию является профессор медицины или, например, юриспруденции. И это дама. Очень возможно - молодая и красивая. Во всяком случае, внимательно следящая за собой.
3. Кино. Место действия – Париж. По ходу сюжета в кадр вламывается придворный поэт – желчная иностранка средних лет, вдова с тремя детьми, профессиональный писатель, живет пером.
4. Кино. Опять про средние века - и в нем правитель страны, столкнувшись с новой болезнью, первым делом посылает официальный запрос в университет с требованием установить, что представляет из себя это бедствие с точки зрения науки и как бороться?
5. Компьютерная игра. Персонаж 16 века, владетельный князь, объясняет свое вмешательство в гражданскую войну тем, что, во-первых, тут люди хотят жить счастливо, а им уже полтора века не дают, а во-вторых, уже ему лично совершенно осточертело социальное неравенство.
Aнахронизмы есть?
1. Анахронизм это или нет, зависит буквально от года, когда происходит действие. В промежутке между окончанием гражданской войны и введением законов "Джима Кроу" в Луизиане цветных/черных шерифов было точно больше десятка, возможно больше двух. В то время в том месте это даже не персональное исключение, а просто не очень распространенный, но не вызывающий удивления вариант нормы. Сказывалось наличие цветного третьего сословия. Само по себе – не анахронизм.
(В 1965 Джон Бoлл напишет "In the heat of the night" (у нас переводилось как "Душной ночью в Каролине"), где одной из движущих пружин детектива будет то, что для южной глубинки "чернокожий среднего класса", ведущий себя соответственно - предмет всеобщего когнитивного диссонанса.
Папаша Гека Финна (1884) мог ругаться, что этакий-такой негр из Огайо весь в шляпе не уступил ему дороги и его даже продать нельзя - и утверждать, что это конец света и государства - но в голову ему "негр в белой рубашке" вполне влезал, вмещался. Конгрессмен от Южной Каролины, республиканец, конечно, мулат, "свободный цветной" (отец выкупил семью), хозяин парикмахерской, в 1870е+ был, возможно, для некоторых возмутительным явлением, но данным в ощущениях. А Болл - и с полным на то основанием - строил игру на том, что в рамках мира большинства персонажей "Душной ночью..." Вёрджил Тиббс своим существованием нарушает законы природы.
Законы "Джима Кроу" и последствия их применения изменили в головах не только настоящее, но и прошлое.)
2. Анахронизм это или нет, зависит от места и времени. В медицинской школе в Салерно считали, что поскольку существует множество специфически женских болезней заниматься ими должны специалисты-женщины. Женщин там учили и женщины там преподавали. Университет Болоньи с гордым девизом "Болонья учит" был традиционно жаден до денег, а потому брал в студенты тех, кто платит, а в преподаватели – знаменитых специалистов. Поэтому там на кафедре мог оказаться кто угодно. Один случай назван в ходе дискуссии. (В XIV веке молодая итальянка по имени Новелла, дочь известного ученого Джованни д'Андреа, друга Петрарки, не только посещала занятия в университете, но даже читала там лекции вместо заболевшего отца. В таких случаях между ней и студентами ставили ширму — во-первых, потому что это выходило за рамки тогдашних приличий, а во-вторых, для того, как гласит легенда, чтобы слушатели не отвлекались, взирая на удивительную красоту девушки. В болонском университете женщины преподавали философию и даже медицину (хотя и сугубо теоретическую ее часть). Сохранились упоминания о том, что и Элеонора Аквитанская также тайно посещала лекции в университете.)
Университет Падуи гордился тем, что лишен любых предрассудков в том, что касается знания, и соперничал с Болоньей, так что был момент, когда в Падуе и Болонье преподавали сестры. В Париже женщины было даже теологию читали, но потом университет окостенел и в 14 веке даже открыл охоту на женщин-медиков. Само по себе – не анахронизм. Даже "две таких" - не анахронизм, хотя и большая редкость.
3. Тринадцатый-четырнадцатый век. Кристина Пизанская она же Кристина де Пизан, итальянка, вдова с тремя детьми, профессиональная писательница, после смерти мужа кормившая семью пером, и даже, по мнению многих, протофеминистка. Не анахронизм. Случай исключительный, но покровительствовали ей охотно и пробивать лбом стены ей не пришлось.
4. Филипп Валуа и его запрос в Парижский университет о причинах эпидемии "черной смерти". Не анахронизм и, более того - естественное действие для времени и места.
5. Сендай и господин дракон, конечно же. Намеренный анахронизм по форме и по факту выражения - авторы компьютерной игры о войне всех против всех в 16 веке в Японии (это конечно же не Европа) сознательно учинили в ней разнузданный постмодернизм. По существу же, в начале 20 века американский историк, пытаясь описать внутренюю политику указанного княжества, ссылалась на "общеизвестные" "социалистические тенденции", имея в виду социализм в современном ей значении слова (дело было до революции в России). В целом – излишнее домысливание, но не анахронизм...
(Антрекот)
===
Не могу не представить и свою кандидатку. Глубоко 16-й век. Придворная художница. Живет кистью - и мужниной торговлей. Муж значительно ее моложе.
Софонисба Ангиссола, при дворе Филиппа II...
(tin_tina)
===
А поверят ли в историю о прачке-сироте, которая во время войны попала в плен и стала сперва любовницей императора, потом его женой, а потом - правительницей огромной и могущественной страны? На смех поднимут. В том числе люди, говорящие и пишущие на русском, живущие в городе, который построил второй муж этой женщины, и регулярно проходящие мимо дворца друга их превеселого семейства...
(veber)
X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/462295.html