Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Categories:

Пиратские информационные

До первого шторма

Из французского учебника "Занимательные и приятные задачи с числами" (изд. 1624 г.):
"На корабле плывут пассажирами 15 христиан и 15 турок. Они попадают в шторм, и капитан, чтобы спасти судно, приказывает бросить в море половину пассажиров. Их ставят в круг, и, считая с определенной точки, каждого 9-го швыряют за борт. Как расположить пассажиров, чтобы все христиане спаслись?"
Автор учебника нетолерантен. Как будто люди разных конфессий не могли мирно соседствовать на одной палубе! И ведь как раз в начале 17 в. появилось много таких примеров. Причем в довольно неожиданном месте - в Берберии, где весь уклад жизни держался на морском джихаде и захвате христианских рабов.
Всплеску толерантности предшествовало окончание испанских войн. Мир - дело хорошее, но английские "морские псы" и голландские приватиры остались без работы. Многие осели в Северной Африке и начали бомбить все христианские суда подряд, патриотическая риторика им больше не требовалась. Самым известным стал Джон Уорд, создавший в Тунисе целую парусную флотилию.
На его судах мусульмане и христиане отлично уживались. Англичане занимали командные посты, работали с парусами и пушками, берберы им помогали по мере сил. Янычары из тунисского корпуса были ударной силой для абордажа. Корабли и навыки христиан приносили такую прибыль, что чистотой джихада можно было и поступиться.
Терпеть воинам Аллаха приходилось немало. Французский дипломат писал в 1606 г.: "большие барыши, которые приносят в страну англичане, их расточительство и дебоши, где они спускают все деньги, заслужили им любовь янычаров. ...Они разгуливают со шпагами на боку, бегают пьяными по городу, спят с женами мавров... любой вид разврата и порока им разрешен". Их бывший пленник Э.Баркер в 1609 подтверждал, что люди Уорда ведут себя "как дикие звери... их поведение на берегу еще отвратительнее, чем их преступления на море". Вряд ли все жители Туниса такому радовались, но корсарский бизнес был слишком важен для страны.
И дело не только в деньгах. Традиционными кораблями африканских корсаров были галеры, галиоты и т.п. Баркер писал: "Без помощи англичан они никогда не смогли бы водить парусные суда, по своему невежеству в навигации. Но теперь, к несчастью, я могу свидетельствовать, что Уорд и другие, бывшие их командирами, научили их управляться с парусами и вести морской бой". С этого времени многопушечные парусники занимают прочное место в арсенале берберов.
Конечно, переход в ислам улучшил бы отношения с местными. Но статус иноверцев давал англичанам простор для маневра. Всегда был шанс, накопив денег, получить помилование и вернуться в Англию (это и сам Уорд пытался сделать). Если бой проигран, можно заявить, что злые турки силой заставили им помогать, попытаться сойти за рабов. А если выигран, то сыграть в "good cop, bad cop".
Как это делалось, показывает отчет торгового агента (фактора) английского судна "Милость", шедшего с грузом зерна в Малагу. Уже недалеко от цели их настигли 3 корабля Уорда и приказали спустить паруса. На палубах стояли янычары, демонстративно потрясая оружием. Но все капитаны и моряки были англичанами, и люди с "Милости" увидели среди них много знакомых. К счастью, пиратов интересовал только груз.
Еще до начала грабежа пираты-англичане начали разговоры с земляками, предупреждая: "...вы слышали, как жестоки эти турки... Они тут имеют власть не меньше нас. Капитан Уорд не хочет грабить простых моряков". Чтобы спасти пожитки от свирепых янычаров, не лучше ли отдать их на хранение старым знакомым?
Надеясь хоть что-то сохранить, моряки "Милости" тайком передали им все личные вещи до последней тряпки. Мастер даже отдал свой серебряный свисток, "надеясь, что у этих воров осталась какая-то совесть, ведь они наши земляки". Своих вещей, конечно, они никогда не увидели. В отличие от груза (который надо продать, уплатить налоги, расчитаться с инвесторами), личные вещи моряков и пассажиров принадлежали экипажу корсара. Их полагалось сложить у мачты и поделить на месте, но делиться с янычарами люди Уорда не хотели.
Схема работала отлично, пока не случилось событие, которое все сочли вершиной карьеры Уорда. В апреле 1607 он захватил огромное венецианское судно "Реньера и Содерина" (1500 т.), груженое хлопком, шелком и индиго. Груз стоил больших денег, но главное - Уорд получил суперкорабль, из которого решил сделать свой флагман. Установили дополнительную орудийную палубу, в бортах прорезали множество пушечных портов. Теперь "Содерина" несла 60 пушек (из них 20 на верхней палубе), и 400 чел. экипажа, в основном мусульман. С такой силой Уорд мог не бояться ничего.
Кроме моря. В первом же плавании в марте 1608 г. выяснилось, что судно медленное и полно течей - переделка корпуса и вес пушек давали себя знать. То ли испугавшись течей, то ли повздорив с мусульманским экипажем, Уорд перешел на другой корабль. Вскоре налетел шторм, и "Содерина" пошла ко дну вместе со всей командой (спаслось лишь 4 человека). Вообще история темная, но факт налицо: флагман и сотни мусульман погибли, а капитан-христианин остался невредим.
Реакция тунисцев понятна - даже с охраной Уорд не решался ходить по улицам, боясь мести семей погибших. Его суда продолжали работать, но ситуация стала взрывоопасной. Чтобы страсти улеглись, он на год перебазировался в другие пиратские гнезда - сперва в южную Ирландию, затем в Алжир. А по возвращении в Тунис принял ислам.
В Англии это известие наделало шума. Морской разбой - дело привычное. Уорд был на родине по-своему популярен, как пример простого моряка, добившегося славы и богатства. Но отречься от истинной веры? В 1612 драматург Р.Даборн написал пьесу "Христианин, ставший турком". В ней Уорд принимает ислам только из-за любви к красавице-мусульманке. Богомерзкие обычаи магометан описаны с шекспировской прямотой (включая обрезание, где Уорду "отрезали обезьяний хвост"). Красавица почему-то говорит, что больше его не любит. Уорд, раскаявшись в содеянном, убивает ее, произносит анти-исламскую речь и умирает в страшных муках.
В реальности Уорд еще долго жил в роскоши в Тунисе, командуя своей флотилией (он умер от чумы в 1622 г.). Его теперь звали Юсуф Рейс. По словам путешественника У.Литгоу, во дворце Уорда прислуживали "пятнадцать обрезанных английских ренегатов". Похоже, его политкорректный вариант пиратства шторма не выдержал, как в той задачке.



Ботаник

Капитан Э.Кук вспоминал, как его люди в 1709 г. спасли с необитаемого острова Александра Селкирка. "Он приветствовал их с радостью. Его пригласили на борт, но он сначала спросил, находится ли на корабле некий офицер, которого он знает. Узнав, что это так, Селкирк предпочитал остаться в своем одиночестве, чем плавать с ним, пока не услышал, что тот не командует." Сильные были эмоции, если их не охладили 4.5 года робинзонады!
Подозреваю, что "некий офицер" - это не кто иной, как знаменитый Уильям Дампир, трижды кругосветчик. В 1704 г. (когда Селкирк остался на острове) Дампир был капитаном корабля "Св.Георг", а в походе 1709 г. он был лишь лоцманом. Отношения с соратниками у него действительно не складывались.
Дампира называли выдающимся географом, натуралистом, и даже "пиратом-ботаником". В его "Путешествии вокруг света" увиденные растения и животные описаны подробно, с вниманием и любовью.
Людей он любил значительно меньше. Собственные матросы - "вечно пьяные, невежественные, сумасшедшие". Они бунтуют, дезертируют, а во время перехода по Тихому Океану замышляют убить его и сьесть. Про испанцев, понятно, стандартный набор: ленивые, трусливые, ничего не умеют.
С таким отношением трудно командовать людьми, особенно обозленными от неудач. А 25 лет пиратства Дампира - сплошные обломы. Максимум, что ему удавалось, это захватить судно "с 7 бочками мармелада, мулом и деревянной статуей девы Марии." Неудивительно, что моряки дезертировали.
Дисциплина порой исчезала настолько, что, по словам его мичмана Д.Велба, "...один матрос в лицо назвал его трусом, и спросил, пришел ли он в эти края драться или нет? И он ответил, что пришел не драться, ибо он знает, где можно плавать без риска". Корсарская работа, похоже, была для него лишь досадной помехой в наблюдениях за природой.
Точку в его командирской карьере поставил бой "Св.Георга" с испанским галеоном "Розарио", состоявшийся в декабре 1704 г. "Розарио" шел из Манилы в Акапулько. Такие галеоны, груженые китайским шелком и фарфором - богатейший приз, к тому же очень уязвимый. Корона разрешает лишь 1-2 корабля в год, поэтому они всегда перегружены, медлительны и неповоротливы. Не только трюм, но и все палубы забиты тюками с товаром, легальным и контрабандным - к пушечным портам не подойти. И незачем подходить, все равно пушки везут в трюме (чтобы сэкономить место). Просто мечта пирата!
Интересен не столько сам бой, сколько дальнейшая склока. После похода старший помощник В.Фаннелл опубликовал отчет, в котором писал: "Утром мы увидели парус, и вскоре догнали судно. Это оказался манильский галеон. Будучи готовыми, мы дали несколько бортовых залпов, прежде, чем они успели расчистить место для своих орудий. ...Но время было потеряно в ссорах между теми, кто хотел идти на абордаж, и теми, кто против. Тем временем они выкатили свои пушки, и теперь были нам не по зубам. ...Получив большие повреждения, мы отошли."
В ответ Дампир напечатал злое и неубедительное "Опровержение". Как всегда, он винит во всех бедах экипаж, не выполнявший его приказы. Про галеон говорит: "Мастер и помощник забыли свой долг и сбежали с палубы. Люди растерялись, никто и не пытался пойти на абордаж, никто ничего не делал. За весь бой матросы и узла на веревке не завязали. Даже рулевой меня не слушал, против моих приказов пытался отойти, так что я пригрозил прострелить ему голову. Мастер убеждал людей не идти на абордаж, показывая мне на бочонки с порохом, привязанные к реям галеона. ...Помощник был пьян. ...Они были испуганы, я ничего не мог поделать с их паникой." Конкретных деталей немного - в его "Путешествии" описание чудесных свойств кокосового ореха занимает куда больше места.
В свою очередь, Д.Велб опубликовал "Ответ на опровержение", где прямо заявил, что "причина провала - отсутствие храбрости у командира". Описывая один из предыдущих неудачных боев, он говорил: "..на его обвинения я отвечаю, что никто не покинул свой пост, кроме него самого. За весь бой он не отдал ни одной команды, а прятался на квотердеке за баррикадой из матрасов и подушек, которую велел соорудить. Там он и стоял с фитилем в руке, но даже не потрудился хоть раз выстрелить из орудий квотердека. ..."
Эпизод с "Розарио" тоже освещен подробно. Они сблизились в 10 утра. Галеон ничего не подозревал и салютовал им, приняв за своих. Офицеры предлагали Дампиру ответить на салют, подойти к "Розарио" под испанским флагом и внезапно атаковать, пока те абсолютно не готовы. Но Дампир интеллигентно поднял английский флаг и открыл огонь.
"Как только они поняли, что мы враги, сразу сманеврировали, став на ветер. И, выиграв так время, очистили все палубы от товаров и установили свои орудия. До этого у них были для боя лишь 2 пушки на верхней палубе. Tогда мы хотели встать борт к борту, но капитан был против. Когда боцман приказал рулевому сблизиться, Дампир пригрозил застрелить рулевого, если он это сделает. Мы получили несколько ядер ниже ватерлинии, и один матрос сказал капитану, что мы тонем, и надо идти на абордаж. Вместо этого капитан закричал: "Каноэ! Где каноэ?" и пытался залезть в шлюпку, чтобы спастись. Плотник заделал течи, после чего Дампир приказал уходить, а сам лег спать. Он спал до 7-8 ч. следующего утра, не отдав никаких приказов, только поставил у двери часового, чтобы ему никто не мешал".
Вероятно, противники Дампира преувеличивают. Но ясно одно: на судне царил полный бардак, и команду он не контролировал. Пожалуй, Селкирк был прав - уж лучше робинзонить дальше, чем плавать с таким ботаником.

(обе истории от satchel17)

X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/447582.html
Subscribe

  • Life is just a game

    Реальная виртуальность Каждый раз, когда тихим субботним утром я слышу гомерический хохот из соседней комнаты - я не бегу выяснять, в чем дело. Я…

  • Программерское

    Программисты не бывают бывшими... - У вас ксерокс есть? - Да. - Сколько стоит? - Три рубля страница. - Можно десять страниц отксерить? - Нет. -…

  • Жизнь в онлайне

    Сижу в маршрутке, подъезжаем к остановке. Сзади меня поднимается девица, водитель резко тормозит, ее сумочка шарахает меня по лбу. - Барышня, -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments