Из рода Невиллов мы более всего знаем Ричарда Невилла, 16-го графа Варвика, знаменитого "делателя королей" ("Warwick Kingmaker") и, конечно же, Анну Невилл – супругу последнего из Платагенетов – "доброго короля" Ричарда III.
Вообще Невиллы в 15 веке заслужено входили в окружение королей и считались принцами крови, а также были богатейшими людьми Англии. При Тюдорах род Невиллов не потерял значения, тем более - почти все земли северных графств, граничащих с Шотландией, им и принадлежали, и почти все без исключения Невиллы имели должность лордов-смотрителей границы со скоттами. Еще с 15 века дом Невиллов враждовал со своими ближайшими конкурентами – домом Перси, а эти товарищи, на минуточку, были сподвижниками самого Вильгельма Завоевателя и вели начало своего рода аж с 1070 г.
В 60-х годах 16 века внутреннее положение в Англии было очень сложным. 17 ноября 1558 года королевой стала Елизавета Тюдор – дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Она отменила преобразования Марии Тюдор и установила актами от 1558 и 1559 годов главенство англиканской церкви в стране.
Но проблема была в том, что в Англии было довольно сильное католическое лобби. Нет, католики в Англии были (в отличие от протестантов) людьми веротерпимыми, и руководствовались принципами – "чем бы
И вот в 1569-м началось и полыхнуло не по-детски. Собрание северных баронов признало права на троне Елизаветы Тюдор нелегитимными, провозгласило свей королевой Марию Стюарт, повсеместно отменили протестантские богослужения и начали собирать армию для похода в восточные и южные графства. Возглавили восстания два старых и прежде непримиримых соперника – Чарльз Невилл, 6 граф Уэстморленд и Томас Перси, 7-й граф Нортумберленд. Под знамена встали до кучи еще и Говарды (тоже не последняя фамилия в Англии), Беркли, Одли и некоторые другие. Центром мятежа стал Дарэм. В ноябре 1569-го пятитысячное войско повстанцев двинулось на юг, к Дарэм-Мур, по сути успех восстания зависел от того, поведут ли себя лояльно по отношению к Елизавете колеблющиеся лорды. И вот тут-то повстанцам не повезло – в сентябре 1568 года Лордом-Президентом Севера был назначен Томас Рэдклиф, Третий граф Сассекс, который, несмотря на ограниченные силы (всего около 1200 бойцов) крепко сел в Барэме и Йорке, и отбил все атаки на эти города. В декабре подошли правительственные войска – 6000 солдат, и Сассекс перешел в наступление. Вскоре подошел Эдвард Клинтон, который граф Линкольн, с 12000 бойцов, и осторожное отступление мятежников превратилось в беспорядочное бегство. Северные лорды бежали в Шотландию, а правительственные отряды организовали несколько рейдов на шотландскую территорию, вылавливая мятежников и уничтожая базы повстанцев (ну и заодно разоряя земли шотландских лордов). Перси и Уэстморленд были объявлены вне закона, все их имения были конфискованы в казну.
Но это только начало истории. Чарльз Невилл бежал в замок Фернихерст к своему приятелю шотландскому лорду Керри, затем перебрался во Фландрию, где поступил на службу к испанскому королю Филиппу II. С 1577 года Невилл проживал в Маастрихте. Он очень подружился с Хуаном Австрийским, и предложил ему собрать полк из английских беглецов, лелея мысль, что рано или поздно Испании все-таки придется вступить в войну с Англией. Так вот финалочка всего этого рассказа была такова, что во время похода Армады в Дюнкерке Медину-Сидонию ожидали не только 30 тысяч ветеранов Пармы, но и 7 рот (700 человек) английского повстанческого полка Невилла, и до кучи – 12000 солдат французской "Католической Лиги" Генриха де Гиза, прибывших из Нормандии для участия в высадке в Англии.
Как известно, высадка в Англии не удалась. Неудача непобедимой Армады нанесла сильнейший удар по делу реставрации католицизма в Англии, множество сподвижников Уэстморленда перебежали на сторону Елизаветы или Вильгельма Оранского, а он доживал в Маастрихте как частное лицо на пенсию от Филиппа II. Пришедший к власти в Испании Филипп III пенсию бывшему "знамени восстания" отменил, и вот тут Чарльз Невилл стал нуждаться, очень нуждаться. Умер он 16 ноября 1601 года, забытый всеми, весь в долгах, как в шелках, как писал современник "совершенно опустошенный неудавшейся жизнью и отмеченный Божьим гневом".
(george_rooke)
Фауст и Шейлок
Слово "предшественник" крепко прилипло к Кристоферу Марло. И неспроста: как английский драматург он был предшественником Шекспира, а знаменитое произведение Марло "Трагическая история доктора Фауста" стало предшественником "Фауста" Гёте.
В "Трагической истории доктора Фауста" есть эпизод, где один персонаж пеняет Фаусту: "Вот доктор Лопус был совсем не такой доктор". Это намек на доктора Родриго Лопеса. Он родился в Португалии, но в 1559 году сбежал оттуда в Англию, спасаясь от инквизиции: вероятно, он был крещеным евреем, но тайно исповедовал иудаизм. В Англии доктор Лопес стал протестантом и со временем сделал неплохую карьеру. Он даже был главным врачом королевы Елизаветы. Но в 1593 году его обвинили в попытке отравить королеву и после долгого процесса казнили. Перед казнью доктор Лопес сказал собравшейся толпе, что он любит королеву так же, как и Иисуса Христа. Толпа расхохоталась - англичане в те времена хорошо понимали намеки и скрытый смысл.
Судьба Лопеса отразилась в другом произведении Марло - трагедии "Мальтийский еврей". А многие шекспироведы считают, что Лопес - прототип шекспировского Шейлока.
(burrru)
X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/446218.html