Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Categories:

Конкистадорская лирическая

Indios и Indianos

"Разведчики и авангард должны идти осторожно, помня о капканах, ловушках, шипах и дротиках, применяемых индейцами. Особенно проходя через лес, ибо враг использует деревья для ловушек. Они подвешивают большое бревно так, что оно держится в воздухе между веток на одном тонком стебле. Затем этот стебель протягивают поперек тропы. И если наступить на стебель, бревно летит вниз, как стальная балка, причиняя великий вред. Поэтому хорошо послать вперед дружественных индейцев на разведку." (Б. де Варгас Мачука).
Испанцы имели дурную привычку называть всех туземцев без разбора (даже азиатов) "indio", т.е. "индеец". В отличие от "indio", в конце 16 в. в Испании появился термин "indiano", означавший солдата, воевавшего в Новом Свете (как наш "афганец"). Термин был совсем не престижный, что-то среднее между "ветеран", "бандит" и "деревенщина".
Бернардо де Варгас Мачука - типичный такой "indiano". Слава и богатство конкистадоров прошлого к тому времени давно стали историей. На его долю достались десятилетия мало кому интересных боев в горах и джунглях Колумбии, не приносивших ничего, кроме ран, бедности и лишений. Никто бы о нем сейчас и не помнил, если бы не его книга "Война в Индиях" (1599). Дж.Паркер назвал ее "первым в мире учебником партизанской войны" (скорее, контр-партизанской).
Это полное описание подготовки и проведения глубокого автономного рейда. Способы переправы через реки, важность правильно делить добычу, изготовление пороха из подручных материалов и т.д. Очень занятный раздел по полевой медицине (напр. больных кровавым поносом он советует поить вином с растворенным конским навозом). И характерная черта - постоянное упоминание дружественных индейцев (indios amigos). Не только в качестве носильщиков и проводников, но и как солдат, разведчиков и знахарей - для малого отряда в джунглях их помощь была незаменима.
О роли indios amigos написана куча книг, и меньше всего хотелось бы начинать очередной холивар. Но есть один момент: связь между их боевыми качествами и качеством испанского контингента, каким бы малым он ни был. Если испанцы были такие, как отморозки Кортеса, то и его тлашкальтеки отлично сражались в Теночтитлане. А если сброд Х.П. де Гусмана (в Панаме во время атаки Моргана), то и туземные рекруты бежали при первых выстрелах. В этом плане любопытны бои между индейскими отрядами, когда испанцы составляли лишь небольшой процент. "Ружья-сталь-микробы" тут теряли значение, разница оставалась только в голове командира.
В виде иллюстрации - небольшая компиляция цитат о завоевании Гватемалы, взятая из "Истории королевства Гватемала" Д.Хуарроса и "Флоридской хроники" Ф.Фуэнтеса-и-Гусман. Фуэнтес источником называет найденные в семейном архиве документы - для страны вечных землятрясений и это неплохо, своего Берналя Диаса там не было.
"Индейцы долины Сакатепек отказались подчиниться королю, и начали войну с племенами, находившимися под испанским покровительством. В январе 1525 те обратились к испанцам за помощью, но губернатор Гватемалы Педро де Альварадо с основными силами был занят в другой войне. Его помощник выслал 1000 гватемальтеков под началом 10 испанских аркебузиров, каждый командовал сотней.
После спешного марша они с ходу вступили в бой. На третий день боев испанцы получили очень значительное подкрепление: 10 аркебузиров, 20 всадников и 200 тлашкальтеков и мешиков, посланных Альварадо. Сакатепеки дрались с большой храбростью, и, хотя потеряли многих, их места тут же занимали другие. Но наши сражались с лучшим военным порядком и координацией, учитывая условия местности и число людей. Это позволяло сохранять силы и избегать потерь. Они отбивали атаки многочисленного противника, толпы которых не могли сохранять напор более часа. Сакатепеки вскоре потерпели столько поражений, что их храбрость уменьшилась вместе с числом, и они стали думать о сдаче.
В этот тяжелый момент старый индеец Чоболок, низкого рода, но ясного ума, обратился к их касикам. Этот старик наблюдал за боями с вершины холма, и заметил разные манеры сражаться у индейцев и испанцев. И он предложил вождям, что завтра на заре они разделят свое войско на отряды по 1000 чел. каждый. Первый отряд начнет бой, и через короткое время отступит, его место займет другой, и так далее. Отступивший отряд в тылу отдыхает и переформируется. Ибо он заметил, что кастильцы никогда не нападают все сразу, но отрядами один за другим. Сакатепеки приняли этот план, и таким образом смогли поддерживать постоянную атаку весь пятый день до заката, и испанцы понесли потери и отступили.
Утром 6 дня испанцы появились на поле явно ослабленные, и в плохом строю. Враг заметил это, и, уверенный в победе, начал атаку, которой те избежали отступлением в пересеченную местность. Индейцы, уверенные в успехе, преследовали их в беспорядке. И когда сакатепеки были рассеяны по кустам и оврагам, по ним ударил сильный отряд из засады. И атаковал их так яростно, что их обманчивые надежды и храбрость испарились, и они бежали в величайшей панике, оставив множество убитых и пленных, включая многих касиков и командиров. И все деревни долины Сакатепек затем покорились испанцам."
Характерно, что авторы упорно называют "испанцами" и "кастильцами" почти 100-процентно туземные силы. И немудрено: с европейскими командирами indios amigos воевали совсем на другом уровне, чем обычные индейцы.
Вопрос, насколько можно было им доверять. Варгас Мачука, рассуждая о снаряжении стрелков в лесах, пишет: "некоторые командиры позволяют аркебузирам не носить шпагу, из-за ее неудобства. Это ошибка, поскольку, попав в засаду, стрелок часто не может зажечь фитиль из-за влажности или внезапности, или порох отсыревает.
Я не спорю, что шпага на поясе неудобна в труднопроходимой местности, но вместо нее нужно носить короткие сабли, тесаки, мачете и горные ножи. Со щитом они послужат не хуже шпаги, и солдат должен носить их на шейном ремне все время без устали. Даже если рядом нет противника, это нужно, поскольку всегда есть риск от дружественных индейцев. Видя солдата готовым, никто из них не осмелится напасть на него - в конце концов, они индейцы."
Как говорится, "в кругу друзей..." и т.д.


Возвращение

В воспоминаниях солдаты Ренессанса не пишут о какой-то перестройке своей психики к войне или миру. Фразы типа "я впервые увидел кровь, и меня мутило" для них нехарактерны. Создается впечатление, что тогдашний молодой парень, придя на войну, сразу начинал подставлять лоб под пули и вспарывать животы, будто всегда этим занимался. А после знать не знал никакого post combat stress, и депрессия "не могу вписаться в мирную жизнь" была им незнакома.
Но люди - не роботы. Например, конкистадоров даже противники Испании называли "железными людьми", и мало кто заслужил это больше, чем солдаты Эрнандо де Сото в Северной Америке. Тем показательнее, насколько болезненным оказалось их возвращение.
Путь домой был тернист. 700 испанцев, в полной изоляции от своих, исследовали неизвестные земли больше четырех лет, пройдя с боями 5-6 тыс.км. по юго-востоку современных США.

Точно маршрут не установлен, они пересекли территорию 10-12 нынешних штатов.
Бесчисленные жестокие бои на суше и воде, гиблые природные условия. Обоз теряли полностью 2 раза, от одежды не осталось и тряпок, порох кончился, арбалеты развалились. Р.Ранхель (секретарь Сото) писал: "я увидел дона Антонио Осорио, брата маркиза Асторга. Он был одет в индейское одеяло, порванное на боках, так что тело виднелось. Он шел босой, без чулок, с непокрытой головой. За спиной висел щит, за поясом шпага без ножен. Так он шел в снег и мороз. Весь день он ничего не ел, а если бы захотел ужина, то должен был выкопать его ногтями. И это дворянин прекрасного рода, имевший в Испании доход в 2000 дукатов."
Описание относится всего лишь к декабрю 1540 (впереди еще почти 3 года экспедиции), и речь о богатом идальго. Можно представить, как они выглядели в конце.
Наконец, соорудив из чего попало 7 гребных бригантин (паруса сшили из индейских одеял, на гвозди пошли стремена и стволы аркебуз), они проплыли без штурмана, карт и инструментов еще полторы тысячи км. по Миссисипи и Мексиканскому заливу. В сентябре 1543 выжившие (около 300) добрались до мексиканского городка Пануко, где их давно считали погибшими.
Поняв, что остались в живых, они сначала просто сходили с ума от счастья. Горожане (и испанцы, и индейцы) встретили их прекрасно, разместили в своих домах. Люди приходили издалека, чтобы предложить им еду и одежду, восхититься их рассказами. Чего еще желать?
Но, когда первый восторг от спасения прошел, до ветеранов стало доходить их положение. При всем огромном научном значении, в финансовом плане поход был катастрофой. Они не нашли золота, не основали колонию. А участники снаряжались за свой счет, многие продали для этого все имущество, кто-то и залез в долги. Они угробили 5 лет жизни, перенесли болезни и раны, а теперь остались нищими, без здоровья и перспектив.
И боевые товарищи, через столько прошедшие вместе, превратились во врагов. Образовались фракции, обвинявшие одна другую в провале экспедиции. Обвинениями дело не ограничилось - эти люди привыкли решать все проблемы силой. Начались драки и поножовщина, несколько человек было убито. Дошло до того, что офицеры (которых винили больше всех) боялись выйти из дома.
Тем временем вести об их возвращении дошли до вице-короля Новой Испании. Он не подвел: немедленно предложил им прибыть в Мехико, где им окажут любую помощь. По дороге всем жителям приказали предоставлять им еду, носильщиков и все, что потребуется. Но впечатляет другое. По словам Инки Гарсиласо, вице-король был в курсе их раздоров. "Поэтому приказал им следовать в Мехико группами в 10-20 человек, где все были бы из одной фракции, чтобы они по дороге не поубивали друг друга."
В столице их тоже встретили радушно, но раздоры не улеглись, их уже все раздражало. Из любопытства (и, наверно, желая помочь) колонисты покупали у них на сувениры шкуры и оружие, даже негодные. Ветераны охотно продавали. Но сам вид богатых горожан, носящих их вещи, приводил их в бешенство, напоминая об упущенных возможностях.
Добавилось и неизбежное расслоение. Когда речь шла о выживании, им было не до социальных условностей. Крестьяне и идальго дрались плечом к плечу, вместе строили корабли, вместе по 16 часов сидели на веслах под градом стрел. Теперь же вице-король, приняв выживших, сначала тщательно расспросил их о происхождении. Идальго посадили за один стол, простолюдинов за другой. Все вернулось в прежние рамки, от которых они отвыкли (мемуары "фидальго из Элваша").
Земляки помогали им от всей души, но легко ли было принять эту помощь? Они столько лет были для всех вокруг хозяевами жизни и смерти, брали со шпагой в руке, что хотели. Теперь их кормили и одевали из милосердия. Главным обвинением, которое они бросали друг другу, было: "из-за вас мы ушли из богатой земли, и теперь зависим от чужой милостыни."
Гарсиласо приводит характерный эпизод. Один из бывших солдат Сото, Диего де Тапия, как-то брел по улице Мехико. Он был маленького роста, все еще одет в шкуры, выглядел нищим и жалким. Какой-то богатый горожанин, по своей доброте, подошел и сказал: "Брат, у меня есть ферма. Если хочешь, я дам тебе там легкую работу, буду платить хорошие деньги." На что Тапия, вспыхнув, ответил: "Я еду в Перу, и скоро у меня там будет 20 ферм. Если хочешь разбогатеть, езжай со мной, и я дам тебе работу на одной из них". И горожанин ушел, "не сказав ни слова, ибо еще пара слов могла для него плохо кончиться".
Просто испанская гордость или "синдром ветерана"? Тапия, впрочем, действительно поехал в Перу, воевал в трех мятежах на стороне короны и, видимо, получил награду. Депрессия все же была не для этих ребят.


(истории от satchel17)

X-posted at http://jaerraeth.dreamwidth.org/423624.html
Subscribe

  • May the 4th B with U

    Как только не переводят на русский несчастные ЗВ-шные X-wing... А всего-то и надо вспомнить старый русский алфавит, где у буквы Х есть полноценное…

  • В честь профессионального днеписательского праздника...

    Летопись Олександра Милна В лето 6430 Иде Венеполк на пчелы и изгнали его пчелы и не дали дани. И поиде к Христофору Робиничу и реша медведь…

  • Яврейския лирическия

    - Сколько раз тебе повторять?!! Надень кипу, Христа ради! === - Фима, дорогой, скоро приезжает моя любимая свекровь, можно сказать, моя вторая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments