Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Category:

Древние Греции

Один словоохотливый человек пристал к Аристотелю с каким-то длинным и нудным рассказом. Наконец он спросил молчавшего все это время философа:
— Не утомил ли я тебя?
— Нет, — ответил тот и пояснил: — Я не слушал.

Желая образумить разгневанного чем-то юного Александра Македонского, Аристотель — наставник будущего великого полководца — сказал ему: «Раздражение и гнев должны обращаться не против низших, а против высших. Равных же тебе нет».

Философу Бианту пришлось однажды плыть на корабле с людьми, о которых ходила дурная слава. Разразилась буря. Спутники Бианта стали взывать к богам. «Тише! — прикрикнул на них философ. — Чтобы боги не услышали, что вы здесь!».

Из далекой Скифии в Афины к дому Солона прибыл Анахарсис, чтобы приобщиться к великой мудрости эллинов. Он попросил одного из рабов передать хозяину, что пришел Анахарсис, дабы видеть его и сделаться не только гостем, но и другом.
Выслушав раба, Солон, который в это время предпочитал пребывать в одиночестве, велел передать, что друзей обычно находят у себя на родине. Анахарсис тут же ответил через раба: «Солон, ты как раз на родине — что же мешает тебе приобретать друзей?». Пораженный такой находчивостью, великий афинянин достойно встретил гостя и действительно подружился с ним.

Сократ был неодолим в спорах, и побежденные им противники нередко, исчерпав свои доказательства, набрасывались на него с кулаками или таскали за волосы. Многие осмеивали и поносили его. Философ все это выдерживал стоически. Как-то, получив пинок и по обыкновению стерпев издевательство, Сократ заметил подивившемуся прохожему: «Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд?».

Известность Сократа была так велика, что в историю попала и его собственная супруга Ксантиппа — женщина весьма сварливого нрава. Она реально засвидетельствована историками как родоначальница типов злых жен. Сократова спутница жизни была далека от философии, но зато чрезвычайно близка к пониманию несоответствия скудных доходов мужа его популярности. Однако мысль Сократа пребывала в ином измерении. Однажды вечером, когда Сократ после затянувшихся ученых бесед возвращался домой, Ксантиппа встретила его гневной бранью, а затем окатила водой. «Что и следовало ожидать, — невозмутимо пояснил философ сопровождавшим его ученикам. — Вначале гром, а потом дождь».

Как-то на рынке Ксантиппа накинулась на Сократа с кулаками. Друзья стали призывать его к должному отпору. «Зачем? — возразил философ. — Чтобы мы дрались, а вы подбадривали: "Так ее, Сократ! Так его, Ксантиппа!"?».

Сократ уже готов был принять цикуту, когда к нему впустили Ксантиппу. Она заливалась слезами, взирая в последний раз на своего мужа, и все повторяла: «Ты умираешь безвинно». Сократ наконец не выдержал и ответил: «А ты хотела, чтобы я умер виновным?».

На улице к Аристиппу пристал с бранью какой-то прохожий. Философ тут же повернулся и пошел прочь, не отвечая на непристойные слова. Скандалист удивился и крикнул вдогонку:
— Почему ты уходишь, ничего не говоря?
— Потому, что ты имеешь право ругаться, а я — не слушать, — раздался ответ удалявшегося Аристиппа.

Говорят, что если воробьи устраивают свои жилища прямо под орлиным гнездом, то грозная царь-птица не трогает своих сожителей, даже покровительствует им, хотя в то же время хладнокровно истребляет всех прочих воробьиных родственников, проживающих в отдалении. Это, видимо, было известно Аристиппу. Чем иначе можно объяснить тот факт, что он бесстрашно прибыл к тирану Дионисию, властвовавшему в Сиракузах, и...
— Мне нужны деньги! — прямо с порога заявил тирану гость.
— Но я слышал, — изумился тот,— что последователи Сократа не нуждаются ни в чем.
— А ты дай мне денег — и мы тут же разрешим этот вопрос.
— Хорошо, но сначала поясни, почему это мудрецы толкутся у порогов богачей, а не наоборот?
— Потому, — отвечал философ, — что первые знают, что им надо, а вторые — нет.
Дионисий велел отсчитать просителю достаточную сумму, и удовлетворенный Аристипп тут же изложил свой философский принцип:
— Вот теперь я действительно ни в чем не нуждаюсь!

— Аристипп, — обратился однажды к философу Дионисий. — Придумай мне какое-нибудь мудрое изречение.
— Удивительно и смешно! — воскликнул тот. — Ты у меня учишься, как говорить, но сам поучаешь меня, когда надо говорить.
Тиран вскипел и приказал Аристиппу занять самое дальнее место за пиршественным столом.
— Ты, очевидно, хочешь сделать почетным и то место, — нисколько не смутясь, произнес философ.

Встретив как-то богатого и завистливого человека, пребывавшего в мрачном настроении, Бион заметил: «Или с ним случилось что-то плохое, или с другим — хорошее».

Заболев, Антисфен мучительно переживал свой недуг и, когда его навестил Диоген, встретил его стоном:
— Ах, кто избавит меня от страданий!
Диоген вытащил кинжал и произнес:
— Он!
— Я сказал: от страданий, а не от жизни! — поспешил уточнить Антисфен.

На одном ужине всем изрядно надоел своей плохой игрой арфист. Только Диоген громко хвалил его. На недоумение присутствующих он ответил: «За то молодец, что, будучи таким плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не делается вором».

Прохожий, увидев, что Диоген подошел к статуе и стал просить у нее подаяние, поразился:
— Да разве она подаст?
— Нет, — ответил Диоген.
— Так зачем же просишь?
— Чтобы приучить себя к отказам!

Диоген попросил у одного богача драхму. Тот удивился, спросив, почему так много, ведь у других он просил всего по оболу. «Оттого, что у них еще буду просить и получу, а у тебя — не знаю», — ответил философ.

Афинянин Диоскипп, победитель Олимпиады, приветствуемый согражданами, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, Диоскипп уже не отрывал от нее взгляда. Он даже повернулся назад, когда его колесница проехала мимо красавицы. Состояние олимпийца тут же было разгадано присутствовавшим там Диогеном: «Смотрите: девчонка свернула шею вашему герою!».

— Что про меня говорят? — спросил Диоген у Ксениада.
— Да говорят, что ты притворяешься дураком.
— Мнение хорошее, потому что, если я притворяюсь дураком, значит, на самом деле я — умен. А им скажи, что они притворяются умными!

Вокруг ритора Анаксимена собралась толпа. Подошел Диоген и стал показывать присутствующим соленую рыбку, чем отвлек их внимание. Ритор сбился и начал ругать Диогена, на что тот заметил: «Грошовая рыбка расстроила все доводы Анаксимена!».

Фригиец по происхождению, Эзоп попал в рабство к эллинам. Из-за уродливой наружности и немоты его не раз перепродавали. Но благодаря какой-то счастливой случайности он обрел дар речи, да такой колкой, что каждый новый хозяин этого раба стремился побыстрее сбыть его с рук — еще с большей охотой, чем ранее, когда он был бессловесным.
Однажды очередной владелец Эзопа, решив продать своих рабов на одном из рынков Азии, привел его вечером к собратьям по неволе и приказал всем готовиться к дальней дороге. Утром, когда стали разбирать поклажу, Эзоп спросил:
— Что я должен нести?
— Да что хочешь, — ответили ему рабы.
— Тогда я возьму вот эту корзину с хлебом, — указал он, и все рассмеялись, поскольку это был самый тяжелый груз.
Но в пути, уже на первом привале, когда пришло время подкрепиться, часть хлеба была съедена. Затем в обед ноша еще более уменьшилась, а вечером нести было нечего. Тогда-то поняли все, что уродливый раб оказался более дальновидным, чем другие.

Сбыв всех рабов в Эфесе, кроме Эзопа и еще двух — музыканта и учителя, торговец прибыл с ними на Самос. Здесь на рынке к ним подошел философ Ксанф, сопровождаемый учениками.
— Смотрите, — сказал Ксанф, — вот философия в деле: чтобы подчеркнуть красоту этих двух, продавец поместил между ними урода.
В доме Ксанфа недоставало рабов-мужчин, и он решил купить одного из двух красавцев. Однако цена, запрошенная за них, оказалась ему не по карману. Философ хотел было уже уйти, но ученики посоветовали приобрести по дешевке третьего: из страшилища может получиться хороший привратник. Ксанф подошел к Эзопу и спросил:
— Хочешь, куплю тебя?
— Я вижу тебе нужен советчик, раз ты советуешься со мной, — ответил Эзоп.
— Ты всегда такой разговорчивый? — изумился философ.
— За говорящих птиц платят дороже, поэтому не медли! — поторопил Эзоп.
И Ксанф купил раба.

Когда по решению жителей Самоса Эзоп получил долгожданную свободу, он отправился странствовать по свету и оказался в Вавилоне, где стал казнохранителем и советчиком при царском дворе. Однажды из далекого Мемфиса от египетского фараона Нектанебона прибыл гонец, который привез письмо, содержавшее трудную задачу. В послании говорилось, что если задача будет решена, то Египет будет платить дань Вавилону, а если нет — Вавилон Египту. Эзоп нашел решение, и с ним его отправили к Нектанебону.
Владыка Мемфиса был обескуражен и решил прибегнуть к помощи египетских мудрецов, чтобы продолжить испытание. Однако бывший самосский раб исправно отвечал на все головоломные вопросы. Но вот ему задали такой: «Что есть то, чего никто не видел и не слышал?». Задача казалась неразрешимой, и Нектанебон уже представлял, как к долине Нила приближаются караваны с данью Вавилона. Но не так легко было перехитрить Эзопа! Попросив три дня на размышления, он придумал следующее. Зная, что все представленное им будет немедленно называться давно виденным и слышанным, Эзоп написал долговую расписку якобы от имени фараона: «Нектанебон, царь Египта, взял в долг у Вавилона тысячу талантов золота».
Время уплаты он указал давно прошедшим числом.
Через три дня явился Эзоп во дворец и показал царским советникам долговую расписку. Те не моргнув глазом (ибо все надо отрицать) хором запели:
– Мы знаем, не раз слышали об этом долге!
- Прекрасно, вы будете свидетелями. Итак, Нектанебон, возвращай долг немедленно, поскольку срок уплаты уже миновал! — обратился к фараону хитро улыбающийся Эзоп.
— Что это? Мои советники подтверждают долг, которые я никогда не делал? — вскричал вне себя властитель.
Тогда сановники поспешно затараторили:
— Нет, ничего подобного мы не видели и не слышали!
— Вот это и есть искомое решение вашей задачи! — радостно заключил Эзоп.

Захватив власть в Сиракузах, Дионисий всячески преследовал своих явных и скрытых противников. Сурово наказывая виновных, он снисходительно относился к уличным грабителям. На вопрос, почему правитель милостив к ним, Дионисий отвечал: «Они мешают сиракузянам ходить друг к другу, особенно в темное время суток. А я не желаю сборищ».

Один человек сказал Дионисию, что может наедине дать ему способ раскрывать заговоры. Тиран охотно согласился, и они уединились. Посетитель сказал: «Когда мы вновь окажемся перед теми, кто видел и слышал нас, то вели выдать мне сто талантов. Тогда все подумают, что я на самом деле открыл этот способ и ты теперь всемогущ». Дионисий пришел в восторг от хитрости гостя и выполнил его просьбу.

Дионисий не чуждался муз, в частности занятий стихосложением, и однажды пригласил известного поэта Филоксена выслушать его. Тот дерзко высказал отрицательное мнение о творчестве тирана. Дионисий тут же велел отправить поэта в каменоломни. Через некоторое время, несколько поостыв, наделенный неограниченной властью стихотворец вновь потребовал к себе Филоксена. Дионисий, внесший накануне поправки в свои писания, стал читать, а опальный поэт молча внимательно слушал. Затем неожиданно поднялся и так же молча направился к двери. Тиран, прервав чтение, удивленно вскричал:
– Ты куда?
– Я возвращаюсь в каменоломни!

Поняв в конце концов, что стихотворчество — не его сфера деятельности, Дионисий примирился с Филоксеном и стал приглашать его на обеды, чтобы беседовать об иных предметах. Однажды им подали рыбу, причем тирану — большую, а его гостю — весьма скромных размеров. Тогда Филоксен взял свою рыбку и поднес к уху, глубокомысленно прислушиваясь.
Дионисия это заинтересовало.
– Я расспрашиваю ее о Нерее, — пояснил Филоксен, — но рыбка молчит. Видно, она еще слишком молода и неопытна, поэтому не знает, чего от нее хотят. Но я убежден, что вон та, постарше, сразу поймет меня.
Развеселившийся тиран тут же отдал свою рыбу Филоксену.
Tags: гитик, эллада
Subscribe

  • Встречи на дорогах

    Я заезжал задом в гараж, и попросил сына помочь мне и сказать, когда я доеду до стены. После того, как я услышал "Бам!", сын сказал мне: "Ровно…

  • Sssstudentessss

    - Профессор, что такое точка? - Точка - это прямая линия, если смотреть ей в торец. === ххх: Теперь на просветительскую деятельность нужно…

  • Он и Она

    - Все мужики - козлы! - Верно, дорогая. - И ты тоже! - Конечно, дорогая. - И почему только я вышла за тебя замуж?! - А вот теперь мы плавно перешли к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments