Kail Itorr (jaerraeth) wrote,
Kail Itorr
jaerraeth

Category:

Иезуиты, китайцы и евреи

Жил был в столице при императоре Ваньли знаменитый ученый по имени Ли Маду. И пришел к нему однажды пожилой цзюйжэнь по имени Ай Тиен и говорит...
На самом деле, Ли Маду, конечно, был никакой не Ли и никакой не Маду, а о посмертном имени уж и не будем – хотя могила есть и все при ней как положено, и даже бумажные деньги там жгут регулярно. А был он урожденным Маттео Риччи и, как вы понимаете, если он жил в Пекине в начале 17 века (город был закрыт для иностранцев наглухо), то принадлежать он мог только к Сообществу Иисуса.
А дело в том, что миссионерам было довольно сложно проникнуть в Китай... а уж вести там работу как-то вовсе не получалось. И падре Риччи, ученик знаменитого астронома Клавиуса, решил, что он пойдет другим путем. А именно, начнет с науки. Он выучил кантонский уличный и китайский ученый, и диалектов по паре. Он сначала одевался как даос – а потом переквалифицировался в ученого-конфуцианца. Он начал с того, что создал первую подробную карту мира на китайском. Потом он приспособил под китайскую систему римские мнемонические технологии – соискатели степеней не знали, какими словами его благодарить. Потом привлек местных коллег и перевел на китайский «Начала» Евклида – потрясшие научный мир Поднебесной до основанья, а затем... а уж когда он продемонстрировал, как НА САМОМ ДЕЛЕ нужно делать механические часы, ему разрешили жить в столице, выделили содержание – и даже позволили бывать в Запретном городе, хотя с самим императором падре Риччи так и не встречался.
Так и завелась в Пекине иезуитская миссия.
И вот, в один прекрасный день в 1605 пришел туда человек лет шестидесяти и сказал, что у него дело. А дело непростое. Он, видите ли, живет в Кайфэне и принадлежит к числу последователей определенного учения. А у этого учения есть одна особенность, вернее, их много, но существенна сейчас эта – глава общины должен быть человеком очень мудрым и ученым. А так случилось, что нынешний глава – стар, а из-за пертурбаций последнего времени очевидных кандидатов в общине нет. И не знали уж, что делать с этой бедой, как дошли до них книги, произведенные превосходнейшим господином Ли Маду. Каковые книги, во-первых, привели всех в глубокое восхищение, а во-вторых, из них явственно следовало, что автор придерживается нужного образа мысли.
- Какого? - хватается про себя за голову Риччи. - О чем вообще речь?
- Конечно, - говорит визитер, - вы могли быть и последователем пророка, но я счастливо убедился, что это не так. В общем, мы хотели бы знать, не согласится ли господин Ли Маду стать нашим раввином?
Обморок.
Дальше они стали разбираться. Выяснилось, что оная община живет там с 12 века и живет вполне неплохо. (На Риччи и его коллег произвело сильное впечатление то, что визитер очень вежливо поклонился Марии с младенцем и Иоанном Крестителем, пояснив, что это не идолопоклонство, а уважение к предкам – принял их за Ревекку с Иаковом и Исавом.) Что синагога у них такая, что весь Китай завидует. Что у тех, кто пытается получить степень, возникают трудности диетического свойства – но это, как видите, вполне преодолимо. Что про христиан они знают, но значения таким пустякам не придают. В окрестностях Кайфэна христиане есть... но какие-то уж очень темные.
В общем, по результатам, Риччи отправил одного из китайских иезуитов с миссией в Кайфэнь – разобраться, какой твари там по паре; найти местных христиан и воссоединить; по возможности, получить доступ в синагогу, если таковая и правда есть, и скопировать все, что можно, для истории; сообщить местным евреям, что мессия вообще-то уже пришел – и предложить им соответствующие тексты.
С христианами, однако, ничего не получилось, поскольку с миссионером-китайцем они разговаривать не пожелали. А вот синагога обнаружилась на месте – вместе с общиной. Тексты были выданы – и скопированы. А раввин отписал обратно, что мессия придет только через 10000 лет, но это, в общем, несущественно, мнений по вопросу много, еще одно не повредит – так что если Риччи откажется от свинины, он с удовольствием передаст ему свой пост.
Падре Риччи был вынужден вежливо отказаться... и теперь на его могиле жгут погребальные деньги добрые конфуцианцы.

(Антрекот, http://wirade.ru/forum)
Tags: евреи, китай, клио, теодицея
Subscribe

  • Встречи на дорогах

    Я заезжал задом в гараж, и попросил сына помочь мне и сказать, когда я доеду до стены. После того, как я услышал "Бам!", сын сказал мне: "Ровно…

  • Sssstudentessss

    - Профессор, что такое точка? - Точка - это прямая линия, если смотреть ей в торец. === ххх: Теперь на просветительскую деятельность нужно…

  • Он и Она

    - Все мужики - козлы! - Верно, дорогая. - И ты тоже! - Конечно, дорогая. - И почему только я вышла за тебя замуж?! - А вот теперь мы плавно перешли к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments