(Трагикомедия для устного и письменного перевода)
Действующие лица:
РАМ
СЕРГЕЕВ
ИВАНОВ
ПЕТРОВ
АВТОР, он же ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.
Текст Е.А.Алексеевой (см. "Учебник бенгальского языка", изд МГУ, 1976)
Ремарки и драматизация В.Козявина (с) 1988
Комната для занятий на стр.55. Обстановка станет ясна из дальнейшего текста.
РАМ сидит посреди страницы.
Рам: — Меня зовут Рам. Я студент. Это наша комната. Это дверь. А это не дверь, а окно. Это пол, а то потолок. Это не стена комнаты, а доска. А вот мел. Это столы. Это стулья.
Это ручки. Они черные, а не синие. То не окно, а дверь. То не дверь, а окно...
(Покидает комнату для занятий через дверь.)
(Через окно входят ИВАНОВ, СЕРГЕЕВ и ПЕТРОВ.)
Петров (к Сергееву): – Вы Иванов?
Сергеев (спокойно): – Нет, я не Иванов, я Сергеев. Иванов – он (указывает на Иванова).
Петров (строго): – Иванов, скажите, что это?..
Иванов (тупо): – Вот это?..
Петров (нетерпеливо): – Да, это.
Иванов (с усилием): – Это мой портфель.
Петров (подозрительно): – А вон то что?
Иванов (глупо ухмыляясь): – А то не портфель, то книга...
Петров (берет бумагу): – Бумага – это?
Иванов (силясь понять): – Что бумага?
Петров (зло): – Да, бумага.
Иванов (неуверенно): – Бумага вот. Это бумага, а не книги. Вы Петров?
Петров (удивленно): – Да, я Петров.
Сергеев (вмешиваясь): – Скажите, это не книги?
Петров (соображая): – Не-ет, это не книги, это тетради. Книги вон то.
Сергеев (неуверенно): – А ручки не это?
Петров (снисходительно): – Нет, не это. Ручки вон то.
Сергеев (удовлетворенно): – Хорошо.
Петров (к Иванову, тихо): – Он кто? Он рабочий?
Иванов (к Петрову, тихо): – Нет, он не рабочий, он...
Сергеев (показывая на собеседников пальцем, подозрительно): – Они не хотят находиться в этой комнате. Они говорят, что она маленькая и не солнечная. (C вызовом) По-моему, в этой комнате неплохо заниматься, она большая и чистая.
(Подбегает к окну, высовывается, подзывает Петрова. Хмуро): – Ты знаешь эту девушку?
Петров (спокойно): – Да, я ее знаю. Это моя сестра.
Сергеев (строго): – Чем она занимается?
Петров (спокойно): – Она преподает немецкий язык. Она всегда приходит на работу вовремя.
Сергеев (внезапно прислушивается): – Кто сейчас спит в соседней комнате?
Иванов (хрипло): – Это мой брат.
Сергеев (сурово): – Где вы видели его?
Иванов (смущенно): – Мы видели его в кино. Мы спросили его: "Как ваша фамилия?"
Сергеев (хищно): – С кем он говорил по телефону?
Петров (листает блокнот): – Он говорил с одним сотрудником Министерства. Его адрес получен, навестим его.
(входит Преподаватель)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: – Вы поели? Тогда идите к себе. Переведите этот текст на бенгальский язык.
(Иванов, Петров и Сергеев выходят)
Преподаватель, глядя вслед ушедшим, неожиданно произносит чужой текст (из учебника языка урду для изучающих хинди, О.И.Жмотовой, изд. МГУ, 1972)
(видно, не может удержаться):
– Навстречу мальчикам идет женщина в пальто и набедренной повязке.
Эту фразу переведите на язык урду.
ЗАНАВЕС
("Тут зрители аплодируют, аплодируют...
...кончили аплодировать!" (с) тов.Дынин