Военнопленных отправили в Польшу, "сержант" оказался в одном из тамошних концлагерей. В лагере действовало свое подполье, связанное с Гвардией Людовой. Они присмотрелись к "сержанту" и предложили... пойти на сотрудничество с немцами.
Дело было вот в чем. Лагерное начальство многим предлагало "сотрудничество": немцам нужна была своя агентура в лагере. Кроме того, рядом с лагерем была создана диверсионная школа,и тамошнее начальство искало подходящий "материал". Разумеется, их интересовали в основном солдаты и сержантский состав. К офицерам (которые руководили подпольем и как правило были более лояльны советской власти) они относились куда настороженней. А "свой человек" у немцев подполью был необходим.
"Сержант" согласился и показал себя способным человеком. Его зачислили в диверсионную школу. Учился "сержант" образцово, был на хорошем счету и даже стал инструктором - помогла офицерская выучка и способности. Его даже стали пускать в соседний город,по которому он ходил в форме РОА - немецкие офицеры предписывали такую конспирацию.
У лагерного подполья Гвардии Людовой разом появился ценнейший агент и связник. "Сержант", став инструктором, получил доступ к спискам курсантов и кандидатов в курсанты. Среди последних было немало тех, кто сотрудничал с лагерной администрацией. У него появились ценные связи и доступ к самой разной секретной информации. При его помощи лагерное подполье организовывало побеги, выявило многих стукачей, а подпольщики из Гвардии Людовой получали массу сведений о курсантах и сотрудниках диверсионной школы и даже выявили не одного агента-провокатора.
Это продолжалось довольно долго. Пока немцы не разгромили подполье. После провала "сержант" оказался в отчаянном положении. Но ему повезло дважды: он был в городе, как всегда, одетый во власовскую форму, и его успели предупредить. Вместе со своими связниками из Гвардии Людовой "сержанту" пришлось переправиться в Варшаву. Там они устраивали засады на немецких военных, причем власовская форма и выучка пригодились снова.
А потом началось знаменитое восстание. В его хаосе "сержант" и напарники потеряли друг друга. На улице "сержант" попался аковцам. В той самой форме РОА. Не лучшая рекомендация.
Из всех подпольщиков Гварии Людовой он знал только своих напарников. Подтвердить его рассказ в тамошнем хаосе было некому. А с АК он еще не сталкивался. "Сержанта" уже ставили к стенке, и тут его осенило. Он заявил,что форма - для маскировки, а он на самом деле - советский разведчик, заброшенный со спецзаданием. Бойцы Армии Крайовой были озадачены и решили его проверить. На вопрос - "поможет ли нам советская армия?" он ответил осторожно и не ошибся. "Сержант" сказал, что не знает, подоспеют ли части советской армии вовремя, но что оружие и боеприпасы восставшим они сбросят. Так и вышло. Теперь ему отчасти доверяли.
Потом он участвовал в уличных боях, а когда восставшие потерпели поражение, выбрался с группой бойцов АК на берег Вислы по подземным коммуникациям. Аковцы ушли в леса. "Сержанту" оставалось плыть к своим. Это было не самое удачное время года и место для заплыва, но он справился.
На том берегу "сержанта" ждали неприятности. Слишком неправдоподобно звучала его история: офицер попадает в плен и становится курсантом немецкой диверсионной школы. Да еще под чужим именем и по чужим документам. Кого он держит за идиотов: абвер с гестапо или родные "органы"?! А потом умело помогает подпольщикам, снова водит за нос абвер и гестапо, чудом избегает ареста, перебирается в Варшаву, остается невредим во время восстания... Не многовато ли чудес на одного лейтенанта?! Перспективы были нерадостными - советский лагерь после немецкого, да еще "за измену Родине".
Но запас "чудес" не закончился. Видимо,что-то в его рассказе подтвердилось. Кроме того, в конце войны была создана военная комиссия, к которой можно было обратиться с апелляцией. А самое главное, офицеры в этой комиссии были весьма ответственными людьми. Майор, который вел расследование, его истории не поверил, но запрос куда следует направил. И тут "сержанту" повезло снова. Его друзья из Гвардии Людовой не только уцелели. Они оказались довольно известными людьми и занимали ответственные посты в послевоенной Польше. Их быстро отыскали. Подпольщики не только все подтвердили,но и лично приехали в Москву. Причем не с пустыми руками. Поляки привезли с собой одну из высших польских военных наград. Чуть ли не "Веритути Милитари".
Понятное дело, после таких веских доказательств с него сняли все обвинения и наградили. Вроде бы, орденом Отечественной войны.
(Zamkompomorde с http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)